Изменения в работе водителей

Изменения в работе водителей

Изменения в правовом регулировании вопросов организации труда водителей могут вноситься в разные нормативные акты и относиться к разным областям: это и технические требования, и санитарные правила, и нормы трудового законодательства… Мы стараемся помочь нашим читателям и клиентам следить за важными изменениями – наши эксперты внимательно изучают поправки в действующее законодательство, чтобы предоставить вам всю необходимую информацию в публикациях, консультациях, лекциях и семинарах. И вот что изменилось в этой сфере в 2018 году, а также ожидается в ближайшем будущем.

Техосмотры

Федеральный закон № 110-ФЗ от 23.04.2018 уточнил ряд понятий, применяемых в сфере технического осмотра транспортных средств (Федеральный закон № 170-ФЗ от 01.07.2011 г.). Самая, пожалуй, значимая поправка здесь – недопустимость отказа в выдаче диагностической карты, установленная новой редакцией п. 2 ст. 14 закона № 110-ФЗ. В каком бы состоянии ни был автомобиль и сколько бы ни обнаружилось несоответствий обязательным требованиям безопасности, диагностическая карта должна быть заполнена и выдана владельцу. Однако итогом такого осмотра станет скорее всего заключение о невозможности эксплуатации данного транспортного средства до устранения всех выявленных недостатков.

С февраля 2017 г. каждому транспортному средству необходимо проходить предрейсовый контроль технического состояния (п. 4 ст. 20 закона 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения). Такую процедуру организация или индивидуальный предприниматель могут производить самостоятельно, если имеют в своем штате специалистов, прошедших специальную подготовку по обеспечению безопасности движения и получивших аттестацию в региональном Управлении Росавтотранса (Приказ Минтранса России № 287 от 28.09.2015). 

Изменения в работе водителей

Успешное прохождение предрейсового техосмотра фиксируется в путевом листе автомобиля за подписью контролера, его проводившего, с указанием даты и времени (п. 16.1 Порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008). Любые недочеты в полномочиях водителя или механика могут стать серьезным поводом к отказу страховой компании в выплатах по ОСАГО в случае ДТП, непринятию налоговыми органами расходов на оплату ГСМ и начисление зарплаты по подписанному неуполномоченным лицом путевому листу. Поэтому при отсутствии собственных аттестованных специалистов придется проставлять отметку о прохождении данного вида контроля в сервисном центре.

Также хотелось бы обратить внимание на возможное усиление административной ответственности за нарушение процедуры техосмотра. Сейчас есть только предупреждение либо штраф в 500 руб. за управление транспортным средством с неисправностями, не допускающими его эксплуатации (ст. 12.5 КоАП РФ). На рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект № 529075-7, в котором предлагается, в частности, ввести штраф за управление автомобилем, на который не оформлена диагностическая карта, в размере 2 000 рублей (поправки в ст. 14.4.1 КоАП РФ).

Медосмотры

Каждому автолюбителю уже хорошо известно, что с 3 июля 2018 г. введено предельное значение концентрации этилового спирта – 0,3 граммов на литр крови, за превышение водителю грозит штраф в 30 000 руб. и лишение прав на 1,5-2 года (закон 62-ФЗ от 03.04.2018, ст. 12.8.КоАП РФ). Однако сфера применения данной нормы весьма невелика и основным критерием продолжает оставаться соответствующая концентрация в выдыхаемом воздухе – для водителей не более 0,16 мг/л. Определение концентрации по крови используется тогда, когда водитель не может пройти обычный дыхательный тест – после травмы в ДТП, например.

Для работодателей поправка не имеет практического применения, так как на предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей состояние опьянения по крови не определяют. Однако при сомнении медицинский работник вполне может использовать весь спектр медицинских методов для полной ясности.

Гораздо важнее поправки из Федерального закона 398-ФЗ от 21.12.2017, вступающие в силу ровно через год после их принятия – т.е. 21 декабря 2018 года. По новой редакции закона “О безопасности дорожного движения” проходить предресовые и послерейсовые медосмотр должны не только водители, но и иные лица, которые в процессе своей трудовой деятельности управляют служебным автомобилем – курьеры, менеджеры, представители и др.  Таким образом, всем компаниям, занимающимся перевозками для собственных нужд, стоит уже сейчас позаботиться о том, чтобы организовать прохождение медосмотров в специализированной медицинской организации.

Изменения в работе водителей

Работодатели могут принять в штат медицинского работника, чтобы тот проводил предрейсовые и послерейсовые медосмотры работников прямо на рабочем месте. Для этого у такого медработника должно быть соответствующее образование и свидетельство об аккредитации (ст. 69 закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан»). Данные этих осмотров фиксируются в специальном журнале (бумажном или электронном) и в путевых листах. Реквизит подписи, даты и времени этого осмотра (также, как и технического) являются обязательным реквизитами путевого листа (п. 7, п. 16 Приказа Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008).

Возможно, что такие медосмотры можно будет проходить удаленно – если будет принят законопроект о применении в предрейсовых и послерейсовых медосмотрах телемедицинских технологий. Подобный проект был внесен больше года назад, но к моменту его обсуждения еще не была достаточно определена сущность телемедицинских услуг. Сейчас эта проблема решена – поправки в закон об основах охраны здоровья граждан достаточно четко описали понятие телемедицинских технологий, и аналогичный проект внесен повторно,

За допуск работника к управлению автомобилем без прохождения предрейсового медосмотра предусматривается административный штраф поч. 3  ст. 5.27.1 КоАП РФ – организация может потерять до 130 тыс. рублей. Затраты на медицинские осмотры в сотни раз дешевле, но для их прохождения требуется время – рабочее время (п. 1 ст. 91 ТК РФ).

Рабочее время

С 05 июня 2018 г. введено новое ограничение по времени управления автомобилем — водители могут находиться за рулем не более 56 часов в неделю суммарно (Приказ Минтранса России № 170 от 03.05.2018 г.). Помимо этого общая продолжительность времени управления автомобилем для водителя не должна составлять более 90 часов за две недели подряд.

Поправки касаются всех водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, а также индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ. Исключения сделаны только для водителей, занятых на международных перевозках, управляющих пожарными и аварийно-спасательными автомобилями,, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Не позже чем через 4 часа управления автомобилем в пути водитель обязан сделать перерыв для отдыха продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой же продолжительности должны предприниматься через каждые 2 часа, не реже. Единственная допустимая возможность не делать такой перерыв допускается только если время предоставления перерыва для отдыха и питания совпадает со временем предоставления описанного перерыва.

Приглашаем на семинар Учет основных средств и транспорта в 2018-2019 гг.! Новые правила по амортизации, лизингу, списанию бензина, налогу на имущество

☎ +7 (495) 748 03 16 
✉ info@sba-consult.ru

Права на данную публикацию принадлежат ООО «Академия успешного бизнеса»

Ближайшие семинары:

4-5 февраля- Строительство: новое в Законе о ДДУ. Изменения 2018-2019 гг. в учете, налогах, отчетности застройщиков и подрядчиков

11 февраля- Некоммерческие организации: изменения и отчетность за 2018 г., все изменения 2019 г. Практика учета в НКО в подарок

12 февраля- Онлайн-кассы в 2019 г.: когда применять ККТ, реквизиты чеков и др. спорные вопросы для кассира и бухгалтера. Изменения в учете подотчетных сумм

14 февраля- Налоговые проверки и контроль правоохранительных органов в 2019 г.: процедура, меры защиты. Инструкция успешного прохождения

18-19 февраля- Защита и экономия в бизнесе: новые безопасные схемы 2019 г. с учетом решений Верховного суда по НДС и зарплатным налогам

15 февраля- Учет основных средств и транспорта в 2019 г.! Новые ФСБУ 2019-2021 г.: аренда, лизинг, ремонт, списание бензина, учет работы водителей

 

Запишитесь на наши семинары и курсы

Запись опубликована в рубрике Избранные статьи, Октябрь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.