Готовимся к налоговой проверке

После летних отпусков начинается очередной этап налоговых проверок. О том, как обезопасить предприятие от штрафных санкций и одержать победу в споре с инспекторами, читайте наши советы.

СОВЕТ 1. ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЕ РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ И ТРЕБОВАНИЕ НАЛОГОВИКОВ

Так как именно на основании этих документов инспекторы будут проводить проверку, и требовать от вас документы.
О чем говорится в решении? Какие вопросы должна затрагивать проверка. Кроме того, из документа вы узнаете, какие инспекторы и в какие сроки придут к вам на предприятии.
Что же касается требования, то именно в этом документе инспекторы указывают, какие документы им необходимы для проверки. Обратите внимание: запрашиваемые бумаги должны соответствовать тематике проверки и влиять на правильность исчисления налогов. В противном случае, вы можете их не предоставлять. Кроме того, учтите: на подготовку необходимых документов Кодекс предоставляет вам десять рабочих дней. Следовательно, согласно статье 93 Налогового кодекса РФ инспекторы не смогут приехать на проверку «внезапно». В противном случае, вы имеете полное право игнорировать их требование.

СОВЕТ 2. ПРОВЕДИТЕ «РЕВИЗИЮ» ДОКУМЕНТОВ И ИНСТРУКТАЖ ПЕРСОНАЛА

Зачем это нужно? Чтобы на глаза инспекторам не попались какие-либо документы, хотя бы косвенно подтверждающие ваши доходы, не учтенные при налогообложении. Так как на их основании налоговики смогут доначислить недоимку, штраф и пени – это право им дает новая редакция статьи 248 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, необходим и инструктаж персонала. Вам следует объяснить сотрудникам, что они не могут давать ни каких объяснений инспекторам без ведома главного бухгалтера или иного уполномоченного лица. Если же избежать с налоговиками разговора не удастся, ваши работники должны знать, что отвечать на вопросы они должны только в рамках своих трудовых обязанностей. Так, например, сотрудник маркетингового отдела не стоит говорить о том, что происходит на производственных участках, или каким образом бухгалтерия считает налоги.

СОВЕТ 3. ПРОВЕДИТЕ СВЕРКУ РАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ

Особенно это важно сделать фирмам, приобретающим различные услуги. Так как именно такие сделки инспекторы ставят под сомнение и могут посчитать их мнимыми.
Как быть, если контрагента уже не существует или он отказывается подписывать акты сверки? Вы можете доказать, что не отвечаете за ошибки своих партнеров. Однако имейте в виду: по этому вопросу есть арбитражная практика, выигранная налоговиками. Контролеры считают, что компания согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ ведет предпринимательскую деятельность на свой страх и риск. Следовательно, бюджет нести потери от того, что вы работаете с недобросовестным поставщиком, не должен.

СОВЕТ 4. РЕШИТЕ ЗАРАНЕЕ ВСЕ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ И СНИЗЬТЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ

Для этого вам следует заручиться помощью юристов. Так как именно они в случае негативного решения налоговой инспекции будут подтверждать вашу правоту в суде.
Мы советуем проанализировать все крупные и подозрительные сделки. И найти какие либо документы, которые подтверждают ту точку зрения, которой вы придерживались в при отражении операций в учете. Обратите внимание: это могут быть не только кодексы и федеральные законы. Квалифицированные юристы смогут отстоять вашу правоту в суде даже на основании писем налоговых инспекций и Минфина России, подтверждающих вашу позицию. Главное в этом случае: чтобы у вас были правильно оформлены все первичные документы: отчеты, акты приема-сдачи, счета-фактуры и др.

Э.С. МИТЮКОВА, к.э.н., генеральный директор ООО «Академия успешного бизнеса»