Анализ типичных ошибок в учете и налогообложении

До сдачи отчетности остается чуть больше месяца. Но пока еще есть время, наша статья поможет вам проверить, все ли налоги определены правильно. В ней мы приведем анализ ошибок, наиболее часто встречающихся в учете.

НЕТ ПЕРЕВОДА «ИНОСТРАННЫХ» ДОКУМЕНТОВ

Документы, составленные на иностранном языке, должны иметь письменный перевод. Такой вывод следует из Писем ФНС России от 10 декабря 2004 г. № 03-1-08/2472/16 и Минфина России от 4 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/148.
Поэтому, если у организации какие-либо затратные документы, не переведены на русский язык, инспекторы могут вычеркнуть их суммы из расходов, уменьшающих налог на прибыль. То же самое можно сказать и об НДС: без перевода на русский язык инспекторы не позволят принять налог к вычету.
Нужно ли заверять перевод у нотариуса? Нет, делать это необязательно. Организация вправе удостоверить его печатью и подписью руководителя. Перевод может выполнить как сотрудник фирмы, так и сторонний специалист. Потраченные на него деньги учитываются при налогообложении прибыли (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАВЫШЕННЫХ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ

При расчете естественной убыли бухгалтеры используют процентные величины норм и не делят их на 100. Это является ошибкой, если в документах прямо говорится о том, что нормы применяются «в процентах от хранимой массы» (см. Приказы Минсельхоза России: от 28 августа 2006 г. № 268 и № 269, от 23 января 2004 г. № 55 и др.). ВЫНОС 1
Рассмотрим ее на примере. Организация хранит на складе 3000 кг ячменя насыпью в течение трех месяцев. В результате инвентаризации выявлены потери в количестве 10 кг. Чтобы отразить их при налогообложении бухгалтер рассчитывает естественную убыль зерна следующим образом: 3000 кг х 0,07 = 210 кг. Так как недостача меньше этой величины, он ошибочно учитывает ее стоимость в составе материальных расходов.
На самом деле бухгалтер может отнести на расходы только стоимость 2,1 кг (210 кг : 100) зерна. Остальные же расходы он должен учесть за счет чистой прибыли предприятия.

ОШИБКИ В УЧЕТЕ ЗАКОНСЕРВИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ

Многие организации переводят технику на консервацию. В связи с этим они не платят налог на имущество и продолжают начислять амортизацию по законсервированным объектам.
И то, и другое неверно. Так как в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ все основные средства, которые числятся на балансе организации, облагаются налогом на имущество. В том числе это касается и законсервированной техники.
Амортизацию же, напротив, начислять не надо. Запрещают это делать пункт 3 статьи 256 Налогового кодекса РФ и пункт 23 ПБУ 6/01. В документах говорится, что из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переведенные по решению руководства на консервацию длительностью свыше трех месяцев. При расконсервации объектов амортизация начисляется в старом порядке, а срок полезного использования продлевается на период нахождения основных средств на консервации.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВОЗВРАТА ПРОДУКЦИИ

Случаются ошибки и в учете продукции, которую вернул покупатель. Если он не предоставил претензию о нарушении условий договора, и право собственности на продукцию уже перешло к нему, списывать реализацию сторнировочными записями нельзя. Чтобы вернуть ненужный товар, покупатель должен реализовать его продавцу. ВЫНОС 2
Конечно, это не выгодно предприятиям и увеличивает их налоговые платежи. Особенно, если покупатель не является плательщиком НДС. Тогда сумму налога, начисленного с реализации, организация не может принять к вычету, покупая обратно товар.
Чтобы избежать негативных последствий внимательно проследите за правильностью оформления документов. В момент оприходования продукции на склад, покупателю нужно составить акт о расхождении по форме № ТОРГ-2, а также написать претензию. При возврате товара следует оформить товарную накладную по форме ТОРГ-12.

ОТРАЖЕНИЕ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ ВЫДАННЫХ АВАНСОВ

Данная ошибка присуща организациям, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. Они признают уплаченные авансы в расходах на дату перечисления. И при этом ошибочно руководствуются пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ, где сказано, что расходы признаются после их фактической оплаты.
Имейте в виду: расходов, как таковых, в момент уплаты аванса еще нет. Поэтому пока не подписан акт приема-передачи (не списаны материалы в производство, не реализованы товары и т.д.), учитывать авансы в расходах нельзя.
Кстати, в отличие от «упрощенцев», плательщики ЕСХН с этого года получили право отражать в учете перечисленные поставщикам суммы за полученные товарно-материальные ценности. При этом ждать, когда они будут списаны в производство или реализованы покупателям, предприятия не должны (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

ОШИБКИ В ОФОРМЛЕНИИ ОТНОШЕНИЙ С ПОДРЯДЧИКАМИ

Зачастую в контрактах с подрядчиками предприятия по невнимательности прописывают условия трудовых договоров. Это неверно и грозит организации не только штрафом, но и обвинением в недобросовестности, так как выплаты по договорам подряда облагаются налогами в меньшей степени, чем расчеты по трудовым договорам.
Судите сами: суммы, начисленные подрядчикам, не учитываются при определении налоговой базы по ЕСН в части налога, подлежащего уплате в соцстрах (п. 3 ст. 238 Налогового кодекса РФ). Кроме того, предприятие не платит с них взносы по травматизму. ВЫНОС 3
Поэтому важно, чтобы инспекторы не расценили контракт с подрядчиком, как трудовой договор. Для этого нужно проверить документы и отражение в учете операций с подрядчиками. Из договоров необходимо исключить следующие пункты:
– должность в соответствии со штатным расписанием, так как подрядчика принимают для осуществления конкретных работ;
– требование подчиняться внутреннему трудовому распорядку, установленному на предприятии графику работ;
– обязательство обеспечения условиями труда, гарантиями, установленными Трудовым кодексом РФ, в том числе по оплате больничных, суточных, отпускных и пр.;
– регулярность заработной платы.
Кроме того, учтите: при приеме и увольнении граждан, работающих по договорам подряда, не должно быть приказов, заявлений и записей в трудовую книжку. На каждое выплаченное им вознаграждение следует составлять акт выполненных работ (услуг) и заполнять отчет о проделанной работе.

ВЫНОСЫ:
1. При расчете налога на прибыль организации могут применять нормы естественной убыли, утвержденные отраслевыми ведомствами до введения главы 25 Налогового кодекса РФ.
2. На стоимость «возвращенного» товара бывший покупатель – плательщик НДС должен выставить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж.
3. Вознаграждения по гражданско-правовым договорам перечислены в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы. Документ утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 года № 765.

Р.Н. КАСИМОВА, аудитор консалтинговой компании  ООО «Академия успешного бизнеса»
Учет в сельском хозяйстве № 1, 2007 год.