Актуальные вопросы налогообложения сельхозпредприятий

На вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов сельхозпредприятий, отвечает Э.С. Митюкова, генеральный директор Консалтинговой компании  ООО «Академия успешного бизнеса». Рассмотрены вопросы по расчету налога на прибыль, транспортного налога, ЕСХН и «упрощенки».

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ

Предприятие имеет льготу по налогу на прибыль в отношении сельскохозяйственной деятельности. Должно ли оно платить налог по ставке 24% при продаже земельного участка?

Да, должно.
Так как льгота по налогу на прибыль, установленная статьей 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ, распространяется только на доход, полученный от реализации произведенной или самостоятельно переработанной сельскохозяйственной продукции.
Земельный участок к такой продукции не относится. Значит, с дохода от его продажи придется заплатить налог на прибыль по ставке 24%.
***
ЛЬГОТЫ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ ДЛЯ ФЕРМЕРОВ

Фермер-предприниматель должен платить транспортный налог с принадлежащего ему грузовика. Скажите, а подпадает ли под налогообложение трактор фермера?

Нет, не подпадает.
Но только если трактор эксплуатируется фермером для производства сельхозпродукции. Такой вывод следует из подпункта 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ?
При этом тот факт, что льготой пользуется не организация, а физическое лицо, значение не имеет. Так как плательщиками транспортного налога являются и граждане, и предприятия. Поэтому и те, и другие одинаково вправе пользоваться льготами, установленными пунктом 2 статьи 358 НК РФ. Подобную точку зрения подтверждает и Минфин России (см. Письмо от 9 марта 2007 г. № 03-05-06-04/10).
***
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ ПРИ ЕСХН И УСН

Сельхозпредприятие переведено на уплату единого сельхозналога (УСН). Вправе ли оно учитывать представительские расходы при налогообложении в сумме, не превышающей четыре процента от фонда оплаты труда?

Нет, не вправе.
Так как данный вид затрат не поименован в пункте 2 статьи 346.5 НК РФ. Следовательно, представительские расходы независимо от их суммы предприятие должно списывать за счет чистой прибыли.
***
РАСХОДЫ НА ВЫКЛАДКУ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ – РЕКЛАМА

Молокозавод продает часть своей продукции через супермаркет. За «вход в сеть» организация платит магазину 70 000 руб. Кроме того, предприятие перечисляет супермаркету 50 000 руб. за преимущественную выкладку товара. Можно ли учесть эти расходы при расчете налога на прибыль?

Да, можно.
Но только оплату за выкладку товара в соответствии с договором между молокозаводом и магазином. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 22 мая 2007 г. № 03-03-06/1/286.
Данные расходы должны нормироваться, как расходы на рекламу. Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ они не могут превышать одного процента выручки от реализации.
Обратите внимание: мнение специалистов Минфина России на счет расходов за «вход в сеть» прямо противоположно. Их учитывать при налогообложении нельзя. Об этом свидетельствуют более ранние письма финансового ведомства: от 17 октября 2006 г. № 03-03-02/247, от 3 октября 2006 г. № 03-03-04/1/677.

Опубликовано в Учет в сельском хозяйстве № 2, 2007