Расходы на оплату труда: новые правила

Изменения, которые были внесены в Налоговый кодекс РФ в 2008 году, коснулись и расходов на оплату труда. Введен новый вид нормируемых расходов. Также уточнены некоторые положения, касаемые страхования. Об этих изменениях подробнее в нашей статье.

Взносы по договорам страхования

Перечень расходов на оплату труда для целей налогообложения приведен в статье 255 Налогового кодекса РФ. Среди них указаны суммы платежей по договорам обязательного, а также добровольного страхования работников (по договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» работодатель вправе принять решение об уплате взносов из собственных средств в пользу тех сотрудников, которые уплачивают дополнительные страховые взносы.
Так вот, Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 55-ФЗ дополнил пункт 16 статьи 255 Налогового кодекса РФ следующей нормой. Суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» учитываются при расчете налога на прибыль.
При этом указанные расходы для целей налогообложения нормируются. Совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом № 56-ФЗ, и платежей работодателей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда. Норматив остался прежним. Только в совокупной сумме нормируемых страховых платежей теперь учитываются и платежи работодателя за работников, уплачивающих дополнительные страховые пенсионные взносы.
А вот норматив по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, претерпел изменения. Указанные затраты включаются в расходы в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда (Федеральный закон № 158-ФЗ). Ранее норматив составлял 3 процента.
Указанные нововведения действуют с 1 января 2009 года.

Расходы на возмещение затрат сотрудников по уплате процентов по займам

С 2009 года в состав расходов на оплату труда включаются затраты, связанные с возмещением работникам процентов, уплаченных по займам и кредитам на приобретение или строительство жилья включаются. Федеральный закон № 158-ФЗ дополнил новым пунктом 24.1 статью 255 Налогового кодекса РФ.
Указанные расходы для целей налогообложения нормируются, то есть учитываются в размере не превышающим 3 процентов от суммы расходов на оплату труда. Правда, компенсация сотрудникам процентов по жилищным кредитам будет включаться в расходы при расчете налога на прибыль только до 1 января 2012 г. (п. 2 ст. 7 Федерального закона № 158-ФЗ).

И.А. ФЕОКТИСТОВ, налоговый консультант ООО «Академия успешного бизнеса»
Библиотека журнала «Главбух», январь 2009 года