Размер налога на прибыль можно запланировать

ОТЛОЖИМ ДЕНЬГИ НА РЕМОНТ

Суть всех схем оптимизации налога на прибыль с помощью создания резервов состоит в равномерном распределении расходов. О способах уменьшения этого налога говорилось на семинаре, организованном ООО «Академия успешного бизнеса».
Порядок создания резерва на ремонт основных средств отражен в статье 324 Налогового кодекса. Для этого необходимо провести инвентаризацию и определить первоначальную (восстановительную) стоимость ОС по состоянию на начало налогового периода, в котором будет формироваться резерв. Следует также составить смету на проведение ремонта и рассчитать норматив отчислений исходя из периодичности его проведения и стоимости. При этом предельная сумма резерва не должна превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние 3 года.
Создание резерва, так же как и величину норматива отчислений, необходимо отразить в учетной политике по бухгалтерскому и налоговому учету. При выполнении всех перечисленных условий организация вправе списывать на затраты отчисления в резерв. И ремонтировать ОС нужно будет только за счет этих средств (письмо Минфина от 20 июня 2005 г. № 03-03-04/1/8).
Если фактические затраты на ремонт основных средств превысят сумму резерва, то остаток относят к прочим расходам. И наоборот: если отчисления окажутся больше, чем на самом деле истрачено, то разницу следует включить в состав доходов. В случае когда предстоят дорогостоящие работы, резерв формируют более чем в одном налоговом периоде. Тогда остаток накоплений по окончании года в доходы не включают. Это положение нужно закрепить в учетной политике (п. 2 ст. 324 НК).
Кроме того, для основных средств, по которым будет осуществляться дорогой ремонт, можно определить сумму дополнительных отчислений в резерв. Их рассчитывают следующим образом. Всю стоимость работ по этим объектам нужно разделить на количество лет, в перерывах между которыми производятся работы. Результат прибавляют к зарезервированной сумме, исчисленной в общем порядке. Обратите внимание: создавать резерв могут только организации, которые определяют доходы и расходы методом начисления. Компании, применяющие кассовый метод, использовать этот способ оптимизации налога на прибыль не вправе. Об этом говорится в письме Минфина от 29 декабря 2004 г. № 03-03-02-04/4/1.

РЕЗЕРВ НА ОТПУСКНЫЕ

Если максимально воспользоваться правом на создание различных резервов, которое предоставляет Налоговый кодекс, можно спрогнозировать размер отчислений по налогу на прибыль. Следующий «карман», в который можно откладывать деньги, — это резерв на оплату отпусков.
Порядок формирования данного резерва установлен статьей 324.1 Налогового кодекса. Предприятие должно составить специальный расчет (смету), в котором нужно отразить метод определения размера ежемесячных отчислений в резерв. Для этого потребуются сведения о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков. Также необходимо рассчитать предельную сумму и ежемесячный процент отчислений. Это можно сделать по следующей формуле:

А = В : С, где
А — процент отчислений в резерв;
В — предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков;
С — предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда.

Эта формула не установлена законодательно, поэтому если бухгалтер решит ее применить, то нужно закрепить ее в приложении к приказу по учетной политике.
В конце налогового периода следует произвести инвентаризацию. Остатки можно перенести на следующий год, отразив создание нового резерва в учетной политике (письмо Минфина от 12 апреля 2004 г. № 04-02-05/1/26; письмо УМНС по Московской области от 6 апреля 2004 г. № 04-27/06365).
Зачастую инспекторы требуют, чтобы фирмы включали остатки резерва в состав внереализационных доходов. Но их позицию можно оспорить. Подтверждением тому является постановление Президиума ВАС от 26 апреля 2005 г. № 14295/04. Суд пришел к выводу, что сумма расходов на оплату отпусков, не использованных работниками в текущем налоговом периоде, обоснованно включена фирмой в состав расходов, уменьшающих базу по прибыли.

НАКОПИМ СРЕДСТВА НА «НАГРАДЫ»

Аналогичный порядок Налоговый кодекс устанавливает для формирования резерва на оплату вознаграждений (п. 6 ст. 324.1 НК). Однако он подходит не для всех случаев.
Дело в том, что отчисление средств в резерв и непосредственно сама оплата отпусков часто осуществляются параллельно — это может происходить в одном и том же месяце. В то время как годовые вознаграждения в течение того же года не выплачивают, да и их размер устанавливают после подведения итогов за данный период.
Как следует поступать в таком случае, говорится в письмах Минфина от 2 февраля 2006 г. № 03-05-02-04/8 и от 7 июня 2006 г. № 03-03-04/1/500. Бухгалтеру нужно провести инвентаризацию резерва по состоянию на 31 декабря. Его величину уточняют по количеству лиц, получающих вознаграждения, — в течение года работники могли быть уволены или приняты на работу.
Когда резерв оказался больше, разницу включают в состав внереализационных доходов текущего налогового периода. Но только в том случае, если организация не планирует создавать резерв на следующий год.

ПОЛУЧИМ ВЫГОДУ ОТ ЧУЖИХ УБЫТКОВ

Еще один способ уменьшения налога на прибыль — слияние компании с фирмой, имеющей большую дебиторскую задолженность бюджета или убыток. В этом случае при налогообложении можно учесть сумму убытка, накопленного присоединившейся организацией.
Кроме того, если у этой фирмы налицо значительная сумма НДС к возмещению из бюджета, то можно снизить и уплату налога на добавленную стоимость.
Чтобы слияние было признано действительным, необходимо выполнить следующие правила. Договор о слиянии утверждают на общем собрании учредителей каждой из компаний (закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Участники убыточной организации также должны написать передаточный акт. В нем указывают, что все имущество, права и обязанности присоединяемой фирмы переходят к другому юридическому лицу. Кроме того, в этом документе должна содержаться либо стоимость передаваемых ценностей, либо ссылка на баланс организации.
Следующий этап — общее собрание обеих фирм. На нем утверждают изменения и дополнения в устав, избирают руководителей обновленной компании, а также определяют размеры долей в уставном капитале. О реорганизации следует уведомить кредиторов (ст. 60 ГК).
Сделать это нужно в письменной форме не позднее 30 дней с даты принятия решения о присоединении. Кроме того, сообщение об этом необходимо разместить в печатном органе, который публикует данные о государственной регистрации юридических лиц. В течение 30 дней с этого момента кредиторы вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств общества и возмещения убытков (ст. 51 закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). О принятом решении нужно уведомить и налоговый орган. Для этого придется заполнить специальную форму № С-09-4, утвержденную приказом ФНС от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-09/778@.
Реорганизация считается завершенной с момента, когда в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись о том, что присоединенная фирма прекратила свою деятельность (п. 4 ст. 57 ГК).
Возможно, что в связи с постановлением Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. № 53 компаниям придется доказать экономическую оправданность слияния. В качестве аргументов подойдут следующие доводы: нехватка средств для дальнейшей работы, выход на новые рынки — если фирмы находятся в разных регионах и после слияния одна из них будет работать как обособленное подразделение.

Источник: журнал «Московский бухгалтер»

Автор семинара — МИТЮКОВА Э.С., к.э.н., управляющий партнер ООО «Академия успешного бизнеса»