Порядок зачета и возврата НДС

Надо сказать, что компании, которые требуют вернуть переплату деньгами сразу, попадают под пристальное внимание фискалов. Особенно это касается НДС. В инструкции налоговиков с грифом “Для служебного пользования” определены группы плательщиков, в отношении которых камеральные налоговые проверки будут проводиться в первую очередь. В группу риска попали компании, которые предъявляют суммы к возмещению НДС впервые или которые подали заявление с просьбой возместить налог на расчетный счет. Какова же процедура возврата и как быть если чиновники тянут с возмещением. Об этом в нашем материале.

Общая процедура

Если сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС к начислению, то налог подлежит возмещению. Такая ситуация может возникнуть, скажем, когда фирмы реализуют продукцию по ставке 0 или 10 процентов, а покупают у поставщиков материалы (работы, услуги) для ее производства по 18 процентов.

Возмещение налога может быть произведено одним из двух способов: путем зачета или возврата в порядке, установленном ст. 176 Налогового кодекса РФ.

Статья 176 Налогового кодекса гласит, что после того, как организация подала в налоговую инспекцию декларацию, в которой заявило возмещение НДС, проводится камеральная проверка.

Причем в данном случае надо руководствоваться ст. 88 Налогового кодекса РФ. То есть действует тут общий порядок: камеральная проверка декларации не может превышать трех месяцев, считая со дня подачи ее налогоплательщиком. Напомним, что согласно п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ организация обязана подать декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором был уплачен налог, заявленный к возмещению.

По окончании проверки в течение семи дней налоговики обязаны принять решение о возмещении НДС – если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Если ошибок нет, а также отсутствует недоимка по НДС, другим федеральным налогам или задолженность по пеням и штрафам, на следующий день поручение на возврат налога нужно направить органам Казначейства. И еще пять дней, считая с даты получения решения налоговиков, законодатель дает Казначейству на то, чтобы перечислить деньги на расчетный счет фирмы.

Если налоговики в ходе проверки придут к выводу, что фирма совершила налоговое правонарушение, то они составляют Акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Налогового кодекса РФ. Эта норма появилась и в ст. 88 Налогового кодекса РФ. А здесь законодатели ее просто продублировали.

Акт и другие материалы камеральной проверки, а также предоставленные по нему возражения рассматривает руководитель налоговой инспекции, которая проводила проверку. Заметьте, в ст. 176 прямо указано, что решение выносится по правилам ст. 101 Налогового кодекса РФ. Сколько же дней отводится на это? Десять. Отсчет начинается с того момента, как истекут 15 дней, в течение которых налогоплательщик может подать в налоговую инспекцию свои возражения.

В этот срок руководитель инспекции выносит решение о привлечении к ответственности за нарушение налогового правонарушения или в отказе в привлечении к ответственности. Одновременно принимают решение и о возмещении НДС (полностью или частично) или решение об отказе в возмещении.

Такова четкая процедура, которая прописана в новой редакции ст. 176 Налогового кодекса РФ.

Добавим, что возврат осуществляет та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. Однако если фирма сменит свой адрес и впоследствии перейдет в ведение другой инспекции, возвратить НДС должна будет прежняя налоговая инспекция. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 13 декабря 2006 г. N А56-51174/2004.

Проценты за невозврат

Право требовать с налоговиков проценты за задержку в возврате НДС, закреплено в ст. 176 Налогового кодекса РФ. Напомним: проценты начисляются с 12-го дня, считая с даты, когда закончена камеральная налоговая проверка. Об этом сказано в п. 10 ст. 176 Налогового кодекса РФ.

Добавим, что подавать заявление с просьбой начислить и заплатить проценты не нужно. Так как это прямая обязанность чиновников.
Понятно, что налоговики пытаются всеми правдами и неправдами отказаться платить проценты.

Налоговики считают, что проценты надо начислять только в том случае, если вообще не принято никакого решения по возмещению НДС. Если же в отведенное Кодексом время чиновники отказались возместить налог, то ни о каких процентах речи быть не может. При этом даже если впоследствии суд отменит это решение, то проценты все равно считать не надо. Ведь сроки для принятия решения соблюдены – считают фискалы.
Однако у судов другая точка зрения. В своих вердиктах они указывают: если решение налогового органа об отказе в возмещении НДС признано недействительным, на невозвращенную сумму проценты начисляются. При этом не имеет значения, вынесли ли налоговики незаконное решение об отказе или не вернули НДС, вообще не приняв никакого решения, последствия будут одинаковы (Определение ВАС РФ от 31 января 2008 г. N 639/08, Постановление ФАС Уральского округа от 6 ноября 2007 г. N Ф09-8979/07-С2).

Нередко налоговики пользуются еще одной уловкой. Они утверждают, что ст. 176 Кодекса не установила, какой именно орган должен принимать решение о выплате процентов. Поэтому налоговики считают, что они не имеют права выплачивать проценты. Однако и тут суды с ними не соглашаются. Так ФАС Северо-Западного округа указал “отсутствие… порядка реализации права налогоплательщика на получение процентов не может являться основанием для отказа в их начислении и выплате”. Следовательно, раз решение о возмещении принимают налоговики, то и начислять проценты за несвоевременное возмещение сумм НДС, и отражать их в заключении о возврате налога (оно передается в Казначейство) – обязанность налоговиков (Постановление от 23 мая 2007 г. N А52-4423/2006).

Статья 176 Налогового кодекса РФ определяет, что процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения. И тут снова возникает проблема, какое число дней в году брать в расчет? Налоговики рассчитывают проценты исходя из 1/365 ставки рефинансирования за каждый календарный день просрочки возврата налога. При этом они ссылаются на Положение о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета, утвержденное Центральным банком РФ от 26 июня 1998 г. N 39-П. Пункт 3.9 упомянутого документа как раз и определяет, что при начислении суммы процентов по привлеченным и размещенным денежным средствам в расчет принимаются величина процентной ставки (в процентах годовых) и фактическое количество календарных дней, на которое привлечены или размещены денежные средства. При этом за базу берется действительное число календарных дней в году (365 или 366 дней соответственно).

Однако, Пленум ВАС РФ и Верховного Суда РФ еще в Постановлении от 8 октября 1998 г. N 13/14 пришел к выводу, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 (30) дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.

Такой точки зрения придерживаются и большинство арбитражных судов. Тем более что в прежней редакции ст. 176 Налогового кодекса РФ как раз и шла речь об 1/360 ставки рефинансирования. Например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. N А26-553/2007, ФАС Московского округа от 19 января 2007 г. N КА-А40/13429-06.

Следовательно, проценты за нарушение сроков возмещения налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату налогоплательщику в порядке, установленном ст. 176 Налогового кодекса РФ, исчисляются исходя из 1/360 ставки рефинансирования.

И.А. Феоктистов, налоговый консультант ООО «Академия успешного бизнеса»
Март 2009 года