Поправки в главу по ЕНВД-2009

Федеральные законы от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ и от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ внесли изменения в главу 26.3 Налогового кодекса РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Вступили они в силу с 2009 года. Об этих изменениях в нашей статье.

Ограничение на применение системы налогообложения в виде ЕНВД для определенных видов деятельности

С 2009 года введены ограничения на применение системы налогообложения в виде ЕНВД для определенных видов деятельности. Федеральный закон № 155-ФЗ дополнил статью 346.26 Налогового кодекса РФ двумя новыми пунктами 2.2. и 2.3. Согласно поправкам не переводятся на уплату ЕНВД:
1. Фирмы и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. При этом среднесписочная численность определяется в соответствии с постановлением Ростата от 20 ноября 2006 г. № 69.
При этом учтите, что в общую численность сотрудников организации включаются также работники ее филиалов, представительств и иных обособленных подразделений (см., письмо Минфина России от 10 ноября 2008 г. № 03-11-02/126). Кроме того, в расчет войдут и те работники, которые одновременно заняты как в облагаемой ЕНВД деятельности, так и в бизнесе, которые облагается налогами в соответствии с иными налоговыми режимами (письмо Минфина России от 29 октября 2008 г. № 03-11-04/3/485).
2. Организации, в уставном капитале которых  доля участия других компаний составляет более 25 процентов.
При этом указанное ограничение не распространяется на организации:
– уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Правда при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25  процентов;
– потребительской кооперации, которые работают в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». А также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с упомянутым законом. Для них указанное ограничение будет действовать только с 1 января 2010 года.
– владельцами которых являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Во-первых, имущество таких предприятий не распределяется по вкладам (долям, паям). Во-вторых, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под указанное в статье 11 Налогового кодекса РФ определение «организации» в целях применения законодательства о налогах и сборах. Такой же точки зрения придерживаются и чиновники (см., например, письма Минфина России от 22 октября 2008 г. № 03-11-04/3/466, от 14 октября 2008 г. № 03-11-04/3/462).
Обратите внимание: ограничения по численности сотрудников и доле в уставном капитале других организаций не распространяются на организации, которые признаются аптечными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах». Для них упомянутые ограничения будут действовать только с 1 января 2011 года (ст. 5 Федерального закона № 224-ФЗ).
3. Индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на уплату ЕНВД.
До внесения изменений в ситуации, когда один и тот же вид деятельности был предусмотрен в законе субъекта о применении упрощенной систему налогообложения на основе патента и в решении представительного органа муниципального образования о введении ЕНВД, по мнению чиновников, следовало платить ЕНВД (письмо от 3 октября 2007 г. № 03-11-04/3/384). Однако такое мнение было спорным, поскольку нормы Налогового кодекса и субъектов РФ имеют большую юридическую силу нежели решения местных властей (постановление ФАС Поволжского округа от 10 января 2008 г. № А65-5721/2007).
Теперь всем спорам конец. Как разъяснил Минфин России, если законодательными актами субъектов РФ предусмотрен перечень видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение упрощенной системы на основе патента, то переход по этому виду бизнеса на ЕНВД возможен только в том случае, если предприниматель не подал соответствующее заявление на получение патента. Об этом сказано в письме Минфина России от 24 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/148.
4. Учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной подпунктом 8 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями.
Одновременно в новой редакции подпункта 8 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ исключено положение, согласно которому не переводятся на уплату ЕНВД услуги общественного питания, которые оказываются учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения;
Согласно пункту 2.3 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ если по итогам налогового периода среднесписочная численность сотрудников превысит 100 человек или в уставном капитале компании, переведенной на ЕНВД, доля участия других организаций будет больше 25 процентов, то организация утрачивает право на применение указанного налогового режима. Причем, с начала того квартала, когда было допущено нарушение, бывший «вмененщик» обязан платить налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.  Суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Если налогоплательщик, утративший право на применение системы налогообложения перейти в виде ЕНВД, будет вновь выполнять условия, которые предписаны подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, то он сможет вновь с начала следующего налогового периода на уплату ЕНВД. То есть с начала квартала, следующего за кварталом, в котором налогоплательщиком устранены несоответствия установленным требованиям.

Виды деятельности, не подлежащие переводу на уплату ЕНВД

Федеральный закон № 155-ФЗ внес изменения в статьи 346.26 и 346.27 Налогового кодекса РФ. В результате с 1 января 2009 года не смогут применять ЕНВД компании и предприниматели, которые:
– осуществляют виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.
До внесения поправок, автозаправочные станции относились к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов. Поэтому сдача в аренду данных объектов переводилась на уплату ЕНВД  в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ;
– оказывают услуги по изготовлению мебели и строительству индивидуальных домов (абз. ст. 346.27 Налогового кодекса). Правда, Минфин России уточнил, если те, кто изготавливают мебель, оказывают еще прочие услуги, в том числе по ее ремонту (коды по ОКУН с 014201 по 014210 и с 014301 по 014309), то в отношении этих прочих услуг компании и предприниматели могут переводиться на уплату ЕНВД. Такие разъяснения – в письме от 22 октября 2008 г. № 03-11-05/253.
До внесения изменений деятельность по изготовлению мебели по индивидуальным заказам населения (физических лиц) соответствовала  установленному статьей 346.27 Налогового кодекса РФ понятию бытовых услуг (код по ОКУН 014100) и могла быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход (письмо Минфина России от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/3/200). Что строительства индивидуальных домов Минфин России в письме от 22 ноября 2007 г. № 03-11-04/3/455 разъяснял, что такой бизнес должен был облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения, только если строительство осуществлялось по договору подряда, заключенному между юридическими лицами;
– оказывают услуг по хранению автомобилей на штрафных стоянках (подп. 4 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ). И до внесения изменений чиновники также считали, что хранение эвакуированных транспортных средств на специализированных (штрафных) стоянках, не переводилось на ЕНВД (см., например, письмо Минфина России от 10 декабря 2007 г. № 03-11-04/3/481).
Обратите внимание: До 2009 года услуги по предоставлению мест для стоянки автотранспорта без одновременного оказания услуг по сохранности автомобилей не переводились на ЕНВД. Во всяком случае такого мнению придерживались чиновники (письмо Минфина России от 28 января 2008 г. № 03-11-04/3/28).
Благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом № 155-ФЗ оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, с 2009 года подлежит переводу на ЕНВД.

Определения видов деятельности

Поправки затронули и статью 346.27 Налогового кодекса РФ, которая содержит основные понятия, используемые в главе 26.3 Налогового кодекса РФ.
Во-первых, под транспортными средствами в целях подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. Федеральный закон № 155-ФЗ уточнил, что в автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, количество посадочных мест определяется как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода – изготовителя автотранспортного средства. До внесения поправок подобные разъяснения давал и Минфин России (письмо от 22 октября 2007 г. № 03-11-05/254).
По новым правилам если в техническом паспорте отсутствует информация о количестве посадочных мест, то это количество определяется органами ГИБДД МВД России на основании заявления собственника автотранспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ.
Во-вторых, внесены уточнения в определение «розничной торговли». В новой редакции на уплату ЕНВД переводится розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети. Федеральный закон № 155-ФЗ исключил из нормы слова «киоски, палатки, лотки и другие». Кроме того, с 2009 года реализация через торговые автоматы товаров или продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится к розничной торговле. До внесения изменений нельзя было однозначно сказать, к какому виду деятельности отнести торговлю через автоматы. Скажем, Минфин России неоднократно указывал, что если торговые автоматы готовят кофе и другие напитки, то в данном случае нужно говорить об оказании услуг общественного питания через объекты организации общепита, не имеющие зала обслуживания посетителей (см., например, письмо Минфина России от 12 мая 2008 г. № 03-11-05/119).
В-третьих, с 2009 года распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций – это предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. А также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Владелец рекламной конструкции (организация или индивидуальный предприниматель) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Кроме того, в обновленном пункте 11 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ сказано, что под «вмененную» попадает деятельность по размещению рекламы на транспортных средствах. Упоминание о том, что речь идет об автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах, исключено. То есть деятельность по размещению рекламы на любых видах транспорта подлежит переводу на уплату ЕНВД.
В-четвертых, изменились и подпункты 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Однако поправки тут носят больше технический характер. Так, из формулировки «оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей» исключена расшифровка объектов нестационарной торговой сети.
В-пятых, новая редакция кодекса определяет, что на уплату ЕНВД переводятся услуги по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания. При этом по указанным услугам на розничных рынках, образованных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ,  плательщиками ЕНВД являются управляющие рынком компании (п. 4 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ).

Корректирующие коэффициенты

С 2009 года меняется определение коэффициента К1. Это устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, который рассчитывается как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона № 155-ФЗ).
В предыдущей редакции статьи 346.27 Налогового кодекса РФ было сказано, что К1 устанавливается на календарный год и учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
В 2009 году К1 установлен в размере 1,148 (приказ Минэкономразвития  РФ от 12 ноября 2008 г. № 392.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности. В том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения. А также площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
К2 устанавливают муниципальные власти в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ).
Федеральный закон № 155-ФЗ дополнил статью 346.29 Налогового кодекса РФ пунктом 11. Согласно ему  значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего знака после запятой. А вот значения физических показателей указываются в целых единицах. Все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения стоимостных показателей менее 50 копеек (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 копеек (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля (целой единицы).
До внесения поправок Налоговый кодекс РФ не содержал правил округления физических и стоимостных показателей. Правда, такое положение закреплено Порядке заполнения налоговой декларации по ЕНВД, утвержденной приказом Минфина России от 17 января 2006 г. № 8н. Однако суды придерживались мнения, что положения, обязывающие округлять показатели в соответствии с Порядком заполнения декларации, не должны применяться, так как требования противоречат положениям Налогового кодекса РФ (постановление ФАС Поволжского округа от 28 марта 2007 г. № А55-13088/06).
С 2009 года игнорировать эти правила нельзя, поскольку они прямо закреплены в кодексе.

Особенности постановки на налоговый учет плательщиков ЕНВД

Организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются видами предпринимательской деятельности, переведенными решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в  налоговом органе по месту:
1) нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) – в отношении:
– оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
– розничной торговли, в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли;
– размещения рекламы на транспортных средствах;
2) осуществления предпринимательской деятельности – по иным видам бизнеса.
Соответствующие изменения внесены Федеральным законом № 155-ФЗ в статью 346.28 Налогового кодекса РФ, которая определяет круг налогоплательщиков ЕНВД.
Согласно обновленному пункту 3 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ организации или индивидуальные предприниматели, которые должны встать на учет в качестве налогоплательщиков ЕНВД, в течение пяти дней со дня начала осуществления «вмененной» деятельности подают в налоговую инспекцию  соответствующее заявление. Срок  исчисляется в рабочих днях (ст. 6.1 Налогового кодекса РФ)
Налоговики также в пятидневный срок со дня получения заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД выдают уведомление.
Если плательщик ЕНВД прекращает заниматься «вмененным» бизнесом, то в течение пяти дней он подает в налоговую инспекцию заявление, на основании которого его снимают с учета. Также в пятидневный срок, считая с того дня, как налоговики получат заявления, они должны снять с учета плательщика ЕНВД и направить ему соответствующее уведомление.
Форма заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога и форма заявления организации или индивидуального предпринимателя о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД в связи с прекращением предпринимательской деятельности, утверждены приказом ФНС России от 5 февраля 2008 г. № ММ-3-6/45@.

Объект налогообложения и налоговая база

Размеры базовой доходности определены статьей 346.29 Налогового кодекса РФ. Федеральный закон № 155-ФЗ внес изменения, которые потребовались, чтобы привести в соответствие названия видов предпринимательской деятельности. Суммы базовой доходности не изменились.
Кроме того, с 2009 года налогоплательщики больше не могут изменять значение К2 в зависимости от фактического времени осуществления предпринимательской деятельности. В прежней редакции пункта 6 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ содержалась норма, которая позволяла это делать.

И.А. Феоктистов, налоговый консультант ООО «Академия успешного бизнеса»
Библиотека журнала «Главбух», январь 2009 года