Как сдать/получить в аренду торговое место, чтобы применять «вмененку»

До 2008 года деятельность по передачи в аренду стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей, переводилась на ЕНВД. Так было сказано в подпункте 13 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. При этом кодекс не расшифровывал понятие «стационарное торговое место». Из-за чего было не ясно, в каком случае арендодатель мог быть переведен на ЕНВД. Начиная с этого года, такой проблемы больше не возникнет. Федеральный закон от 17 мая 2007 года №85-ФЗ внес в Налоговый кодекс РФ соответствующие изменения. Из-за чего деятельность по передачи в аренду торговых площадей стала более понятной и выгодной.

АРЕНДОДАТЕЛЬ

Торговое место отличает отсутствие залов торговли
Теперь в подпункте 13 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ четко сказано, что на «вмененку» переводится деятельность по передаче в аренду торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов.
Как видим, законодатель убрал из нормы понятие «стационарное торговое место». Однако это не значит, что оно вовсе исчезло из Налогового кодекса РФ. Теперь определение «стационарное торговое место» появилось в статье 346.27 кодекса. Это место, используемое для совершения сделок купли-продажи в объектах стационарной торговой сети. Однако не совсем понятно, для чего нужно это определение, ведь, как я уже сказала, из подпункта 13 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ понятие «стационарное торговое место» исключено…
Но как бы то ни было, теперь под «вмененку» попадает деятельность по передаче торговых мест в объектах стационарной сети (без торговых залов).
О том, что такое «объект стационарной торговой сети, не имеющий торговых залов» сказано в абзаце 15 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ. Это, здания, строения или их части, которые либо предназначены для торговли, но не имеют специально отведенных для этого помещений, либо используются для заключения договоров розничной купли-продажи или торгов. Налоговый кодекс РФ относи к таким объектам крытые рынки, торговые центры и т.д.
Как видим, одной из отличительных особенностей «объекта стационарной сети, не имеющего торгового зала» – это отсутствие специально отведенных для торговли помещений. Информацию об их наличии или отсутствии можно взять из правоустанавливающих или инвентаризационных документов на задание, например паспорта.
Теперь о том, каким признаком должно соответствовать торговое место, чтобы деятельность по передаче его в аренду подпадала по ЕНВД. Торговыми местами признаются только те объекты, которые не имеют торговых залов. Это следует из абзаца 30 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
На практике торговые центры или рынки сдают в аренду торговые места в виде секций или помещений, которые отделены друг от друга легкими перегородками. И если эти объекты имеют торговые залы, то это уже павильон, а не торговое место – абзац 15 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ. Следовательно, деятельность по передаче таких объектов в аренду не подпадает под ЕНВД. Такой вывод неоднократно делали чиновники Минфина России. Яркий пример – письмо от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04/03/127.

Если же в аренду передается помещение или секции, конструктивно обособленные легкими перегородками и не имеют при этом торговых залов, то деятельность по передачи их в аренду подпадает под ЕНВД. Такой же точки зрения придерживаются специалисты Минфина России в письме от 22 ноября 2007 г. №03-11-04/3/452. Причем основывались они на редакции подпункта 13 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 января 2008 года.

АРЕДАТОР

Назначение здания торговой сети не влияет на применение «вмененки»
Если фирма арендует для розничных продаж торговое место в стационарной сети, без торговых залов, то особых проблем у нее не возникает. Как правило, в этом случае на руках у арендатора имеется договор, где в качестве объекта найма указывается торговое место. Однако проблема может возникнуть тогда, когда фирма арендовала площадь для реализации товаров в розницу в здании, не предназначенном для торговли, например, в административном или производственном. Может ли она в этом случае рассчитывать на применение ЕНВД? Этот вопрос мне очень часто задают на лекциях.
Что ж, напомню, что на «вмененку» переводится деятельность по реализации товаров в розницу через киоски, палатки лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов. Это следует из статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.
О том, что такое «объекты стационарной торговой сети, не имеющий торговых залов» сказано в абзаце 15 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ. Это, здания, строения или их части, которые, либо предназначены для торговли, но не имеют специально отведенных для этого помещений, либо используются для заключения договоров розничной купли-продажи или торгов.
Соответственно один из критериев, по которому место торговли можно отнести к объекту стационарной торговой сети, не имеющий торговых залов – это факт заключения в с покупателем сделки купли-продажи.

Более того, к объектам торговой сети, не имеющих торговых залов относятся сами торговые места, где происходит реализация товара в розницу. А, начиная с этого года у понятия «торговое место» появилось новое более широко определение. Поправки в статью 346.27 Налогового кодекса РФ были внесены Федеральным законом от 17 мая 2007 года №85-ФЗ. Теперь к торговым местам относятся:
– земельные участки, здания, строения, сооружения (их части), используемые для розничной торговли;
– объекты организации розничной торговли и общественного питания, которые не имеют торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы и т.д.);
– прилавки столы лотки (в том числе расположенные на земельных участках);

Получается, что назначение помещения, в котором организация арендовала площадь для торговли в розницу, для применения спецрежима не имеет никакого значения. Поэтому, если торговля ведется в административном или производственном помещении, то такая деятельность должна быть переведена на ЕНВД.

МИТЮКОВА Эльвира Сайфулловна, к.э.н., генеральный директор консалтинговой компании ООО «Академия успешного бизнеса»