Учет у предпринимателей- «упрощенцев»

Применять упрощенную систему налогообложения могут не только предприятия и организации, но и индивидуальные предприниматели. Каким образом должен быть организован учет у предпринимателей?

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Индивидуальным предпринимателям, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, не нужно вести Книгу учета доходов и расходов по форме, которая утверждена совместным приказом Минфина России и МНС России от 13 февраля 2002 года № 86/БГ-3-04/430. Ведь эта книга нужна предпринимателю только для того, чтобы рассчитать налог на доходы физических лиц. Те предприниматели, которые уплачивают единый налог, от налога на доходы физических лиц освобождены, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 и пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Таким образом,индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести только Книгу учета доходов и расходов по форме, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. № 167н.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Специалисты Минфина считают, что таким предпринимателям нужно изучить правила бухгалтерского учета.

Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщики – организации и предприниматели теряют право на применение упрощенной системы налогообложения, если остаточная стоимость находящихся в их собственности основных средств и нематериальных активов превысила 100 млн руб. При этом остаточная стоимость указанных внеоборотных активов должна определяться в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

По мнению специалистов Минфина России, при расчете остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов нельзя пользоваться приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 года № 86н/БГ-3-04/430. Порядок учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, который утвержден этим приказом, используется только для расчета налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (п. 2 Порядка).

Следовательно, делают вывод специалисты Минфина России, индивидуальные предприниматели должны вести учет основных средств и нематериальных активов в целях подтверждения права на применение упрощенной системы налогообложения по правилам бухгалтерского учета.

Для этого предпринимателям необходимо ознакомиться с ПБУ 06/01 и ПБУ 14/2007.

Однако, позиция Минфина России более чем спорна.

Начнем с того, что ПБУ 06/01 и ПБУ 14/2007 устанавливают правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах и нематериальных активах организаций (п. 1 ПБУ 06/01 и п. 1 ПБУ 14/2007). Под организациями понимаются юридические лица. Следовательно, на предпринимателей порядок учета этих внеоборотных активов не распространяется, даже если они применяют упрощенную систему налогообложения.

Кроме того, закон «О бухгалтерском учете» обязывает организации вести бухгалтерский учет. На индивидуальных предпринимателей его действие не распространяется, на основании статьи 1 Закона № 129-ФЗ.

Получается, что нет никаких оснований требовать от предпринимателей ведения бухгалтерского учета, в том числе в отношении основных средств и нематериальных активов.

Следовательно, в пункте 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ имеется ошибка. Определять остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов в соответствии с законодательством по бухгалтерскому учету должны не все налогоплательщики, а только организации. Ведь законодательство по бухгалтерскому учету распространяется только на них.

Кроме того, в подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ сказано следующее. Если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб., использовать упрощенную систему налогообложения не могут только организации. Это для них установлен максимальный предел остаточной стоимости внеоборотных активов. Для индивидуальных предпринимателей такого ограничения нет. Это означает, что предприниматели могут перейти на «упрощенку», даже если остаточная стоимость их активов превышает указанный предел.

Таким образом, несмотря на уверения Минфина РФ, на наш взгляд, вести учет основных средств и нематериальных активов по правилам бухгалтерского учета индивидуальному предпринимателю не нужно.

Толмачёв И.А., налоговый консультант ООО «Академия успешного бизнеса»
Журнал «РОСБУХ». Февраль 2008