«Упрощенка»: особенности учета

Ведение бухгалтерского и налогового учета в упрощенной системе налогообложения имеет свои особенности для организаций. Рассмотрим их подробнее.

Как известно, организации обязаны вести два вида учета – налоговый и бухгалтерский. Налогоплательщики, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, находятся в более выгодном положении.

Так для налогового учета им не нужно разрабатывать специальные регистры, так как налоговый учет ведется в специальной Книге учета доходов и расходов. Форма Книги учета доходов и расходов утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. № 167н (в редакции приказа Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 152н).

Что касается бухгалтерского учета, то организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, от его ведения освобождаются согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако, несмотря на такую привилегию, организациям все же необходимо учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учета (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Во-первых, для учета основных средств необходимо выполнять требования ПБУ «Учет основных средств» (ПБУ 06/01), утвержденного приказом МНС России от 30.03.01 № 26н и Методических рекомендаций по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н. Для учета нематериальных активов необходимо выполнять требования ПБУ «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного приказом МНС России от 16.10.2000 № 91н.

Во-вторых, необходимо составлять первичные документы по учету этих объектов и, наконец, вести бухгалтерские регистры по учету основных средств и нематериальных активов.

Подробно порядок учета основных средств и нематериальных активов рассмотрен в подразделах 5.3 и 5.4 соответственно.

Однако на практике не все так привлекательно, как предполагали законодатели. В своем письме от 11.03.04 № 04-02-05/3/19 «О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения» специалисты Минфина России утверждают, что организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме. К счастью, такие рекомендации касаются не всех организаций, а только тех из них, которые выплачивают дивиденды по итогам работы за год.

Напомним, что дивиденды – это та часть прибыли после налогообложения, которая распределяется между акционерами (участниками) предприятия пропорционально их доле в уставном (складочном) капитале (ст. 43 НК РФ). Аналогичным образом дивиденды определяются и в бухгалтерском учете.

По законодательству дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли организации (п. 2 ст. 42 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Показатель чистой прибыли формируется в бухгалтерской отчетности организации. На основании бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях акционеры или участники общества утверждают сумму чистой прибыли и принимают решение о ее направлении на выплату дивидендов.

Кроме того, существуют случаи, когда организация не имеет права выплачивать дивиденды. Например, если:

– не полностью оплачен уставный капитал предприятия;
– налицо все признаки банкротства организации;
– стоимость чистых активов фирмы меньше уставного капитала и резервного фонда.

Чистые активы – это балансовая стоимость имущества организации, уменьшенная на сумму его обязательств. Порядок расчета чистых активов утвержден приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 г. № 10н/03-6/пз. Правила расчета чистых активов, которые установлены для акционерных обществ, должны применяться и обществами с ограниченной ответственностью.

Согласно пункту 3 Закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, ограничиваясь лишьучетом основных средств и нематериальных активов.

Следовательно, организации, применяющие упрощенную систему, не составляют бухгалтерской отчетности, в которой была бы указана величина чистой прибыли, полученной за отчетный период. Кроме того, они не могут определить величину своих чистых активов, так как у них нет баланса.

Что же делать в этой ситуации?

Минфин России считает, что для расчета чистых активов организации и выплаты дивидендов бухгалтеру необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме. Например, предприятие, которое использует упрощенную систему налогообложения, получило по итогам 2003 года прибыль. Собственники предприятия решили выплатить дивиденды. Для того чтобы осуществить это решение, сначала нужно восстановить бухгалтерский учет хозяйственных операций за прошедший год, составить все необходимые регистры бухгалтерского учета и сформировать бухгалтерскую отчетность.

При упрощенной системе налогообложения организации все равно обязаны представлять статистическую отчетность и соблюдать Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 № 40.

Принимать наличные деньги от населения или от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги предприятие (предприниматель), которое использует упрощенную систему налогообложения, может только с применением контрольно-кассовой техники. Это значит, что в момент оплаты товара наличными денежными средствами организация (предприниматель), использующая упрощенную систему налогообложения, должна выдать покупателю кассовый чек, отпечатанный на контрольно-кассовой технике согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Теперь поговорим о фирмах, которые совмещают с упрощенной системой налогообложения ЕНВД. В отличие от «упрощенцев» для компаний, применяющих ЕНВД, обязанность по ведению бухучета для них никто не отменял. Об этом неоднократно заявляли чиновники Минфина России. В качество примера можно привести письма от 30 ноября 2005 г. № 03-11-04/3/152. Поэтому организации, которые совмещают указанные режимы, должны вести учет и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по всему предприятию, то есть по всем видам деятельности (письмо Минфина России от 29 октября 2004 г. № 03-06-05-04/40). Однако при этом фирма должна вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). А если затраты нельзя отнести к конкретному виду деятельности, их распределяют пропорционально долям соответствующих доходов в суммарном объеме всех доходов фирмы (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Казалось бы все ясно. Однако совсем недавно сотрудники финансового ведомства выпустили в свет письмо, в котором выражено противоположное мнение (письмо Минфина России от 20 июня 2006 г. № 03-11-04/2/151). В нем сказано, что организации, применяющие оба режима, могут не представлять в инспекцию баланс и отчет о прибылях и убытках. Логика рассуждений такова.

На ЕНВД переводится не вся фирма, а только отдельные виды деятельности, которыми она занимается. При этом в целом организации являются «упрощенцами». А они не обязаны вести бухучет. Значит, даже если и ведется деятельность, подпадающая под ЕНВД, составлять и сдавать отчетность не нужно.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Хотя Налоговый кодекс РФ и освобождает компанию от штрафов и пеней, если она следовала письменным разъяснениям чиновников (п. 3 ст. 111 НК РФ), не стоит забывать, что мнение Минфина России– это лишь мнение, и только. И оно может поменяться. Ведь еще пару лет назад финансисты выражали абсолютно противоположную точку зрения.

И.А.Толмачёв, консультант ООО «Академия успешного бизнеса»
Журнал «Росбух», март 2008 года