Ограничения на применение УСН по численности работников

Ограничение по численности касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Для перехода на «упрощенку» количество работающих в организации или у индивидуального предпринимателя не должно превышать 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Для перехода на упрощенную систему налогообложения в 2007 году средняя численность работников определяется в соответствии с порядком, установленным Росстатом (постановление от 3 ноября 2004 г. № 50), по состоянию на 1 октября 2006 года.

Это значит, что для расчета средней численности работников предприятия используются данные о списочной численности работников за период с января по сентябрь года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Для этого работодатель ведет ежедневный учет списочной численности работников. Среднесписочная численность работников рассчитывается за определенный отрезок времени (например, за отчетный или налоговый период) на основании списочной численности (с некоторыми исключениями).

При этом в списочную и в среднесписочную численность не включаются внешние совместители и лица, работающие по гражданско-правовым договорам. Соответственно средняя численность складывается из среднесписочной численности работников, средней численности внешних совместителей и средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

О том, как считать среднесписочную численность для целей определения лимита количества работников организации, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, сказано в письме Минфина России от 3 октября 2005 г. № 03-11-05/72.

В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации в отношении, в частности, оказания бытовых услуг.

Исчисление единого налога на вмененный доход в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг производится с использованием показателя базовой доходности «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».

В целях применения главы 26.3 Налогового кодекса РФ под количеством работников понимается среднесписочная за налоговый период численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ). Трудовые отношения между работодателем и работником регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

При определении среднесписочной численности работников (включая наемных работников, работающих на основании трудовых договоров) необходимо руководствоваться постановлением Росстата от 3 ноября 2004 г. № 50 «Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации».

Итак, при расчете средней численности компании должны руководствоваться постановлением Росстата от 3 ноября 2004 г. № 50 «Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения». Именно в порядке, определенном этим нормативным актом, нужно проверять соответствие численности работников требованиям упрощенной системы налогообложения.

Может ли предприниматель по видам деятельности, не переведенным на уплату ЕНВД, применять упрощенную систему налогообложения в 2007 году, если доходы по всем видам деятельности превышают 20 млн. руб. в год, но численность работников менее 100 человек, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов менее 100 млн. руб?

Ответ на данный вопрос дан в письме Минфина России от 14 октября 2005 г. № 03-11-05/81. Что касается перехода на упрощенную систему налогообложения, то в настоящее время для перехода на упрощенную систему налогообложения применяется ограничение, предусмотренное пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ, не превысил 15 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Поправка, внесенная Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ в пункт 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, вступила в силу с 1 января 2006 года. Она устанавливает, что теперь для определения возможности перехода на «упрощенку» будут учитываться все доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ, то есть доходы от реализации и внереализационные доходы. Таким образом, в 2006 году при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года будут учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы за 9 месяцев 2006 года.

При этом Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ принята новая редакция пункта 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, которой определено, что, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Таким образом, получаемые доходы вашей организации превышают законодательно установленный лимит и предпринимательская деятельность не подлежит переводу на упрощенную систему налогообложения.

Данное письмо будет интересно тем организациям, которые применяют упрощенную систему налогообложения, и при этом один из видов их бизнеса переведен на «вмененку». Чиновники придерживаются позиции, что расчет ограничений по упрощенной системе налогообложения необходимо производить с учетом доходов и имущества от деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход. В частности, превышение 20-миллионного уровня годового дохода, количество сотрудников и остаточную стоимость основных средств нужно считать с учетом всей деятельности.

В данном случае минфиновцы прямо следуют букве закона. Ведь в пункте 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ четко сказано, что «ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности».

Поэтому, если с учетом «вмененной» деятельности показатели превышают лимиты, предприниматель или фирма утрачивают право на применение «упрощенки».

Пример

Предприятие, работающее по упрощенной системе налогообложения, заключило с государственным учреждением договор о предоставлении рабочей силы из числа спецконтингента для участия в производственном процессе.

Учитываются ли такие сотрудники в составе средней численности работников предприятия для определения возможности применения этим предприятием упрощенной системы налогообложения?

Письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-11-04/2/69 дает следующий ответ. Согласно подпункту 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ средняя численность работников организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, за отчетный (налоговый) период не должна превышать 100 человек.

Указанная численность определяется в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденным постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69.

В соответствии с названным Порядком лица, привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (в том числе лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности работников.

Следовательно, работники из числа спецконтингента, предоставляемые вашей организации государственным учреждением для участия в производственном процессе, должны учитываться при определении возможности применения упрощенной системы налогообложения.

Итак, чиновники в очередном разъяснении (письмо Минфина от 27 марта 2006 г. № 03-11-04/2/69) настаивают: если фирма привлекает для работ рабочую силу по специальным договорам с государственными организациями, то такие работники учитываются в среднесписочной численности. Получается, что рассчитывать ограничение в 100 человек по численности работников для упрощенной системы налогообложения следует с учетом людей, привлеченных по таким договорам.

И.А. Толмачёв, налоговый консультант ООО «Академия успешного бизнеса»
Журнал «РОСБУХ», сентябрь 2007