Арендодатель применяет упрощенную систему налогообложения. Как быть?

Ранее мы рассматривали ситуацию, когда арендатор применял упрощенную систему налогообложения. Теперь поговорим о другой стороне – арендодателе.

Тут возможны три варианта.

Первый. Арендодатель выступает в роли посредника, он как обычный комиссионер перевыставляет счета-фактуры, полученные от снабжающей фирмы. Арендатор оплачивает «коммуналку» отдельно и включает ее в расходы. Поэтому арендатор может принять к вычету «входной» НДС на основании счета-фактуры арендодателя. Конечно при условии, что он является плательщиком этого налога. Если арендатор применяет какой-то спецрежим, «входной» НДС будет включаться в расходы наряду с коммунальными расходами.

Второй. Стоимость коммунальных услуг входит в арендную плату. При таком способе арендатор может учесть в расходах всю сумму арендной платы. Принимать к вычету налог по аренде арендатору не придется, так как арендодатель не является плательщиком НДС, в связи с чем не облагает им стоимость аренды и не выставляет счетов-фактур.

Третий. Арендатор самостоятельно рассчитывается со снабжающей фирмой. Здесь никаких проблем у арендатора с налогообложением не возникнет. Стоимость коммунальных платежей он вправе отнести на расходы, а «входной» налог принять к вычету.

В соответствии с пунктом 5 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и рассчитывающие единый налог с разницы между доходами и расходами, могут включить в затраты материальные расходы. В свою очередь пункт 2 упомянутой статьи определяет: материальные расходы признаются по правилам, которые предусмотрены статьей 254 Налогового кодекса РФ.

К материальным расходам относятся следующие затраты налогоплательщика на покупку:

– сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
– материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку); на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);
– инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
– комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
– топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;
– работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

Порядок списания материальных расходов прописан в пункте 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ. Расходами являются осуществленные и оплаченные затраты. Оплатой признается момент погашения задолженности путем списания денег с расчетного счета налогоплательщика или выдачи наличных из кассы или иной способ погашения задолженности (в момент такого погашения).

Кроме того, материальные расходы должны быть документально подтверждены. ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 28 марта 2006 г. № А19-20983/05-43-Ф02-1188/06-С1 пришел к выводу, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные данной статьей обязательные реквизиты.

Как установлено судом, между налогоплательщиком и сторонней организацией заключен договор комиссии, согласно условиям которых, указанная организация, являясь комиссионером, обязуется за вознаграждение по поручению комитента и за его счет совершить от своего имени покупку товаров (нефтепродуктов).

В качестве доказательств, подтверждающих расходы по оплате приобретенных в соответствии с условиями указанных договоров материалов, налогоплательщиком при проведении камеральной налоговой проверки в адрес налогового органа представлены договор комиссии, распорядительные письма комиссионера о перечислении денежных средств во исполнение обязательств, предусмотренных заключенным договором, в адрес третьих лиц – квитанции к приходным кассовым ордерам. А также расходные кассовые ордера налогоплательщика, отчеты комиссионеров (акты сверки взаиморасчетов).

При рассмотрении настоящего дела судом сделан вывод о соответствии представленных налогоплательщиком квитанций к приходным кассовым ордерам требованиям Закона № 129-ФЗ, а также унифицированной форме данных документов, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике № 88 от 18 августа 1998 г.

Кроме того, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что расходы, понесенные налогоплательщиком, подтверждаются также представленными расходными кассовыми ордерами, подтверждающими получение от налогоплательщика наличных денежных средств третьими лицами, а также актами сверок с комиссионером.

Налоговым органом факты наличия финансово-хозяйственных отношений между налогоплательщиком и его контрагентами под сомнение не ставятся. Не отрицается налоговым органом и реальность понесенных налогоплательщиком расходов, а также их обоснованность. В связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для доначисления суммы единого налога, начисления соответствующих пеней, а также для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Аналогичные выводы отражены в постановлении ФАС Уральского округа от 31 октября 2007 г. № Ф09-8825/07-С3 по делу № А47-8672/06.

И.А. Толмачёв, налоговый консультант ООО «Академия успешного бизнеса»
Журнал «РОСБУХ», апрель 2008