Наши филиалы: Москва, Казань
 English
Эльвира Митюкова
Ведущий лектор
Кандидат экономических наук
победитель конкурса «Бухгалтерский оскар»
по данным журнала «Семинар для бухгалтера» вошла в число лучших лекторов России
Популярный блоггер на "Эхо Москвы"
Автор более 20 книг, бестселлеры:
- «Финансы в условиях кризиса»
- «Налоговое планирование. Анализ реальных схем 2013»












Член СРО "Аудиторская Ассоциация Содружество", ОРНЗ 11206025458, ответственность по аудиту застрахована в ОАО «ВСК» по полису № 1206Н370R5231, лицензия Е009399
О КОМПАНИИСЕМИНАРЫАУДИТ, БУХУЧЕТ, КОНСАЛТИНГ, ПРАВОПУБЛИКАЦИИДОКУМЕНТЫ И СПРАВОЧНИКИКУРСЫ ПО БУХУЧЕТУ И ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУСЕМИНАРЫ ЗА РУБЕЖОМ И В РЕГИОНАХ
Налоговое планирование

Академия Успешного Бизнеса РУБРИКАТОР
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
НДС
ЕНВД
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ХОЛДИНГОМ
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕТ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
УЧЕТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
УЧЕТ В ТУРИЗМЕ
ОТЧЕТНОСТЬ
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
КНИГИ
ИНТЕРВЬЮ
Академия Успешного Бизнеса
Академия Успешного Бизнеса
АКАДЕМИЯ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА: ЗНАНИЕ - СИЛА УСПЕШНОЙ КОМПАНИИ
За 8 лет своего существования Академия сделала себе имя на рынке консалтинга и аудита: проводя тематические семинары и тренинги как для тех, кто делает первые шаги в создании бизнеса, так и для специалистов и руководителей самого высокого уровня.

РАССЫЛКА

Всем подписчикам скидка 10%

Подписаться письмом

Рассылка 'Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения'

НАШИ ОПРОСЫ

Какие аудиторские услуги Вам интересны?
обязательный аудит
инициативный аудит
семинары для бухгалтеров
налоговые консультации
   Результаты

НАШИ КЛИЕНТЫ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Rambler



    Главная / Публикации / Упрощенная система налогообложения / Ограничения на применение упрощенной системы

Академия Успешного Бизнеса Ограничения на применение упрощенной системы

Возможность применять упрощенную систему налогообложения связана с определенными ограничениями.  Об этом и пойдет речь в нашей статье. Она построена по принципу вопрос-ответ и затрагивает наиболее сложные проблемы, решение которых прямо Налоговым кодексом не предусмотрено.

1.Величина доходов

Вопрос: Каков порядок определения в 2008 г. величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на эту систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса, не превысили 15 млн руб.
Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
В названном порядке согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового кодекса подлежит индексации величина предельного размера доходов налогоплательщика, не превышающая 20 млн руб. (как организации, так и индивидуального предпринимателя), ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода.
Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2007 г. № 357 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" на 2008 год" коэффициент-дефлятор на 2008 г. определен в размере 1,34. При этом размер коэффициента-дефлятора на 2008 г. установлен с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2007 г. в размере 1,241.
В связи с вышеизложенным в 2008 г. величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2008 года, ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2009 года, равна 20 100 тыс. руб. (15 млн руб. x 1,34), величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2008 года, равна 26 800 тыс. руб. (20 млн руб. x 1,34). Такие разъяснения приведены и в письме Минфина России от 31 января 2008 г. № 03-11-04/2/22.

Вопрос: Вновь созданная организация была зарегистрирована в сентябре. Одновременно с государственной регистрацией в налоговую инспекцию подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Каким образом рассчитывается лимит доходов, определяющих возможность применять указанный спецрежим налогообложения?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ.
В этом случае, организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты ее постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В то же время, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
При этом величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2007 года № 357 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации «Упрощенная система налогообложения» на 2008 год» коэффициент-дефлятор на 2008 год, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения, установлен равным 1,34.
В связи с этим, по итогам отчетного (налогового) периода в 2008 году величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения, равна 26 800 тыс. руб. (20 млн. руб. х 1,34).
Указанный предельный размер доходов в 2008 году должен был также соблюдаться и вновь созданными организациями, применявшими упрощенную систему налогообложения с момента государственной регистрации.

Вопрос: Может ли предприниматель по видам деятельности, не переведенным на уплату ЕНВД, применять упрощенную систему налогообложения в 2008 году, если доходы по всем видам деятельности превышают 20 млн. руб. в год, но численность работников менее 100 человек, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов менее 100 млн. руб.?

Ответ: Организации и индивидуальные предприниматели, которые переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов бизнеса. Соответствующая норма содержится в пункте 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
При этом предельная величина доходов, установленная пунктом 2 статьи 346.12, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения. То есть если доходы от деятельности, не переведенной на ЕНВД, укладываются в лимит, компания может применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Вопрос: Какую сумму предельного дохода следует брать, когда решается вопрос о том, должна ли организация переходить с упрощенной системы налогообложения на обычный режим?

Ответ: Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ если организация или предприниматель по итогам отчетного (налогового) периода получил доход, который превышает установленный предел в размере 20 миллионов рублей (скорректированного на коэффициент), то с  начала квартала, в котором имело место такое превышение, должен перейти на общую систему. Ведь с этого момента считается, что он утратил право применять «упрощенку». Так вот, доход по правилам Налогового кодекса РФ не корректируется на величину произведенных расходов. Чиновники в данном случае рассуждали так.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны руководствоваться статьями 249 и 250 Налогового кодекса РФ. Согласно им фирмы-упрощенцы учитывают все суммы от проданного товара (работ, услуг), а также внереализационные доходы. Но в этих положениях не указано, что полученная выручка может быть уменьшена на расходы. Следовательно, при определении лимита для перехода на упрощенку компания не может учитывать расходы. Более того, если коммерсанты занимаются перепродажей товара, то его покупную стоимость в расчет также брать нельзя.
Похожие разъяснения привел Минфин России в письме от 6 февраля 2006 г. № 03-11-04/2/39.

2. Виды предпринимательской деятельности

Вопрос: Вправе ли гражданин, имеющий статус адвоката, одновременно являться индивидуальным предпринимателем и осуществлять помимо адвокатской деятельности предпринимательскую деятельность? Если вправе, то возможно ли применять упрощенную систему налогообложения в отношении осуществляемой им предпринимательской деятельности?

Ответ: Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований не могут применять упрощенную систему налогообложения. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов. Так сказано в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Совмещение адвокатской деятельности одновременно с осуществлением адвокатом предпринимательской деятельности указанным законом не предусмотрено.
В соответствии со статьей 4 Закона № 63-ФЗ принятый Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
Согласно статье 2 Налогового кодекса РФ профессиональной этики адвоката, принятого I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Так, в силу пункта 3 статьи 9 Налогового кодекса РФ адвокат не вправе:
- заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги либо участвовать в организациях, оказывающих юридические услуги;
- принимать поручение на выполнение функций органов управления доверителя - юридического лица по распоряжению имуществом и правами последнего.
Согласно статье 17 Закона № 63-ФЗ нарушение адвокатом норм Налогового кодекса РФ является основанием для прекращения статуса адвоката по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, на основании заключения квалификационной комиссии.
В связи с изложенным гражданин, имеющий статус адвоката, не может одновременно быть индивидуальным предпринимателем и осуществлять помимо адвокатской деятельности предпринимательскую деятельность, а следовательно, и применять упрощенную систему налогообложения.
Аналогичное мнение высказал Минфин России в письме от 25 января 2008 г. № 03-11-04/2/12 «О применении упрощенной системы налогообложения гражданином, имеющим статус адвоката и планирующим осуществлять предпринимательскую деятельность».
        
Вопрос: Организация собирается оказывать юридические услуги. Можно ли в этом случае применять упрощенную систему налогообложения?

Ответ: Да, можно. Как справедливо отметил Минфин России, в письме от 29 января 2008 г. № 03-11-04/2/19, перечень условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения, определен пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Организации, осуществляющие деятельность по оказанию юридических услуг не поименованы в данном перечне и, соответственно, имеют право на применение упрощенной системы налогообложения.

Вопрос: Могут ли бюджетные учреждения применять упрощенную систему  налогообложения?

Ответ: Нет, не могут. В подпункте 17 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ установлен прямой запрет на применение упрощенной системы налогообложения бюджетными учреждениями.
При этом институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено кодексом (п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ).
Так, согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса РФ.
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. При этом имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В силу статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
То есть действия подпункта 17 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ распространяется на все бюджетные учреждения (письмо Минфина России от 5 февраля 2007 г. № 03-11-02/35 ).

3. Структура организации

Вопрос: Компания заключила несколько договоров на оказание услуг в двух субъектах РФ на срок более одного месяца. ООО обязано встать на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения. При этом обособленные подразделения не будут иметь отдельного баланса, расчетного счета и не будут указаны в учредительных документах. Может ли общество применять упрощенную систему налогообложения?

Ответ: Организации, которые работают на упрощенной системе налогообложения, не вправе создавать филиалы или представительства. Ведь в этом случае они не смогут применять этот специальный режим налогообложения. Такой запрет установлен подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Однако тут нужно обратить внимание вот на какой нюанс. В Кодексе есть понятие, что считать обособленным подразделением, но отсутствуют понятия филиала и представительства. Именно поэтому можно обратиться к определениям гражданского законодательства. Ведь термины, которые указаны в Налоговом кодексе, следует применять в том значении, в котором их используют в других отраслях права. Это правило установлено статьей 11 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса РФ представительство – это обособленное подразделение организации, расположенное в другом месте. При этом оно представляет интересы компании и осуществляет их защиту. Понятие филиала несколько шире. Помимо перечисленных функций, филиал организации может осуществлять все функции предприятия. Обратите внимание:  и филиал, и представительство должны быть указаны в учредительных документах организации.
В отличие от гражданского законодательства Налоговый кодекс не требует, чтобы обособленное подразделение было обязательно упомянуто в организационных документах организации. Вот и получается, что обособленное подразделение может открыть любая фирма и указывать его в распорядительных документах не обязательно. А раз так, то ни о каком филиале или представительстве говорить не приходится. Следовательно, даже при наличии подобных подразделений компания вправе применять упрощенную систему налогообложения. Именно к таким же выводам приходят и чиновники в своих разъяснениях (письмо Минфина России от 18 января 2008 г. № 03-11-02/5).
Логика минфиновцев такая. Если фирма открыла обособленное подразделение, в котором оборудованы стационарные рабочие места, и при этом не указала его в учредительных документах, то право на применение  упрощенной системы она не теряет. Ведь формально такое обособленное подразделение не является представительством организации, то есть не представляет  интересы компании. Однако вполне соответствует  определению обособленного подразделения, которое приведено в  статье 11 Налогового кодекса. То есть можно  говорить о том, что компания, которая применяет упрощенную систему, вправе создавать обособленные подразделения, но только не в форме филиала или представительства.
Согласно пункту 6 статьи 346.21 Налогового кодекса уплачивать сумму единого налога и квартальных авансов по такому обособленному подразделению должна головная организация по своему местонахождению. Ведь плательщиками единого налога статья 346.12 Налогового кодекса РФ называет именно организации.

Вопрос: Вправе ли организация, имеющая обособленное подразделение, применять УСН?

Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
На основании статьи 11 Налогового кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций.
Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.
Следует также отметить, что пункт 3 статьи 346.12 Налогового кодекса установлен перечень ограничений, в том числе видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых налогоплательщики не могут применять упрощенную систему налогообложения.
В случае если юридическое лицо не осуществляет виды предпринимательской деятельности, перечень которых приведен в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса, то, при соблюдении иных требований названной статьи Налогового кодекса, оно может применять упрощенную систему налогообложения.

Вопрос: Организация находится на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения – доходы. Организация зарегистрирована в городе Москве.
Организацией было приобретено жилое помещение в городе Санкт-Петербурге для предоставления его (помещения) физическим лицам по договору найма. Рабочие места в городе Санкт-Петербурге не созданы, и создаваться не будут. Просим разъяснить:
1. Возникает ли в данном случае у нашей организации обособленное подразделение.
2. В каком субъекте Федерации следует уплачивать единый налог с доходов, полученных от сдачи помещения внаем.

Ответ: По общему правилу, прописанному в подпункте 1 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса, не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Глава 26.2 Налогового кодекса РФ не дает определение филиала и представительства. Поэтому стоит обратиться к законодательству гражданскому.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса РФ представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Статья 11 Налогового кодекса РФ провозглашает: институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Обособленное подразделение – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, если организация открыла обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством и не указано в качестве такового в учредительных документах создавшей его организации, то организация вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях. При этом согласно пункту 6 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, производится по месту нахождения организации, то есть по месту ее государственной регистрации.
Таким образом, если организация, применяющая упрощенку, находится в одном регионе, но сдает в аренду помещение в другом городе единый налог с такой предпринимательской деятельности нужно уплачивать по месту своей регистрации.

4. Структура уставного капитала

Вопрос: Правомерно ли применение упрощенной системы налогообложения ООО, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (принимая во внимание, что гражданское законодательство не относит данных субъектов к юридическим лицам, а лишь распространяет на них правила участия юридических лиц в гражданских правоотношениях)?

Ответ: В соответствии с подпунктом 14 пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Согласно статье 48 Гражданского кодекса РФ под участием в организации понимается участие в образовании имущества организации ее учредителей (участников).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 3114/04 указывается, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определено, что обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 14-ФЗ участниками общества могут быть граждане и юридические лица.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 14 Федерального закона № 14-ФЗ уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников и размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.
Таким образом, поскольку общества с ограниченной ответственностью, в том числе созданные с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, наделены имуществом, разделенным на доли (вклады), на них распространяется действие подпунктом 14 пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Вопрос: Государственное унитарное предприятие (ГУП) просит дать разъяснения о возможности применения ГУП упрощенной системы налогообложения в случае, если единственным его учредителем (со стопроцентным участием в уставном капитале) является Комитет по управлению государственным имуществом области.

Ответ: Подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ говорит об участии в капитале налогоплательщиков только организаций, но не государства или муниципального образования, которые юридическими лицами не являются. Следовательно, даже если доля участия государства или муниципального образования в предприятии превышает 25 процентов, оно все равно может перейти на «упрощенку». По мнению Минфина России, это положение распространяется на все организации, которые имеют долю государственного или муниципального участия, превышающую 25 процентов уставного капитала.
Надо сказать, что с чиновниками согласны и суды. Скажем, ВАС РФ в решении от 19 ноября 2003 г. № 12358/03. Судьи пришли к выводу, что имущество, закрепленное за государственным или муниципальным унитарным предприятием, принадлежит именно государству или муниципальному образованию, а не тому органу, который управляет собственностью от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципалитета. А из статьи 124 Гражданского кодекса РФ следует, что, хотя Российская Федерация, ее субъекты и пользуются правами юридических лиц, сами они такими лицами не являются. Поэтому к унитарным предприятиям вообще нельзя применить понятие «доля непосредственного участия». Следовательно, ограничение по подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ на них не распространяется.
Обратите внимание: применять «упрощенку» могут некоммерческие организации, и не вправе бюджетники. Унитарные предприятия структуры коммерческие. На это указано в статье 113 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, ГУПы и МУПы и в этом году вправе применять упрощенную систему.
Добавим, что запрет, установленный в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, согласно которому фирма не вправе применять упрощёнку, если доля участия других организаций в ней составляет более 25 процентов, не распространяется на компании, учрежденные госорганами. К такому выводу пришли судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 25 сентября 2006 г. № А42-3067/2006-29. В частности, судьи указали, что предусмотренные в Налоговом кодексе РФ ограничения не распространяются на государственный орган – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, поскольку оно не подпадает под определение понятий «организация» и «юридическое лицо».

Вопрос: По мнению чиновников, при реорганизации муниципального унитарного предприятия путем преобразования в открытое акционерное общество, данное предприятие теряет право на применение упрощенной системы налогообложения. Правильно ли мы понимаем, что применять общепринятую систему налогообложения нужно со дня регистрации открытого акционерного общества, созданного путем преобразования?

Ответ: Организации, в которых доля непосредственного участия других фирм составляет более 25 процентов, не могут применять упрощенную систему налогообложения. Это ограничение установлено подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерное общество может быть создано путем учреждения или реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования). ОАО или ЗАО считается созданным с момента его государственной регистрации. При этом, если имеет место реорганизация путем преобразования, то реорганизация муниципального унитарного предприятия считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего открытого акционерного общества, юридического лица. Такое правило установлено пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В свою очередь, с этого же момента преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.
Следовательно, налогоплательщик – акционерное общество с долей участия муниципального образования 100 процентов, возникшее в ходе преобразования унитарного предприятия, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Причем  с начала того квартала, в котором произошла государственная регистрация вновь возникшего юридического лица (письмо Минфина России от 23 января 2006 г. № 03-11-04/2/12).

Вопрос: Вправе ли общества с ограниченной ответственностью, созданные с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, применять УСН?

Ответ: В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Согласно статье 48 Гражданского кодекса РФ под участием в организации понимается участие в образовании имущества организации ее учредителей (участников).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 12 октября 2004 г. № 3114/04 указывается, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определено, что обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 14-ФЗ участниками общества могут быть граждане и юридические лица.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 14 Федерального закона № 14-ФЗ уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников и размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.
Таким образом, поскольку общества с ограниченной ответственностью, в том числе созданные с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, наделены имуществом, разделенным на доли (вклады), на них распространяется действие подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 26 ноября 2007 г. № 03-11-04/2/285).

5. Численность работников

Вопрос: Как считать среднесписочную численность для целей определения лимита количества работников организации, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения?

Ответ: При расчете средней численности работников компании должны руководствоваться постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69. Именно в порядке, определенном этим нормативным актом, нужно проверять соответствие численности работников требованиям упрощенной системы налогообложения.
Приведем пример. Организация применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Она имеет работников, число которых составило:
– в январе 2006 года 87 человек;
– в феврале 2006 года – 89 человек;
– в марте 2006 года – 94 человека.
Однако в марте организация наняла десять новых сотрудников, которые устроились работать по совместительству (4 часа в день).
Среднесписочная численность за I квартал составила:
(87 чел. + 89 чел. + 94 чел. + 10 чел. х 4 час. : 8 час.) : 3 мес. = 92 человека
То есть организация укладывается в лимит по численности работников, дающих право применять упрощенную систему налогообложения.

Вопрос: Предприятие, работающее по упрощенной системе налогообложения, заключило с государственным учреждением договор о предоставлении рабочей силы из числа спецконтингента для участия в производственном процессе. Учитываются ли такие сотрудники в составе средней численности работников предприятия для определения возможности применения этим предприятием упрощенной системы налогообложения?

Ответ: Согласно подпункту 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ средняя численность работников организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, за отчетный (налоговый) период не должна превышать 100 человек.
Указанная численность определяется в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденным постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69.
В соответствии с пунктом 87.2 раздела 1 «Численность и начисленная заработная плата работников» названного Порядка лица, привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (в т.ч. лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности работников.
Следовательно, работники из числа спецконтингента, предоставляемые вашей организации государственным учреждением для участия в производственном процессе, должны учитываться при определении возможности применения упрощенной системы налогообложения.

Контакты:
Юридический адрес: 109145, г. Москва, ул. Привольная, д. 2, стр. 1, оф. 4, Учебный класс и головной офис: 127015, Бизнес-центр «Новодмитровский»: г. Москва,
ул. Большая Новодмитровская, д. 14, стр. 2, под. 3, оф. 210.Телефон/Факс: (495) 748-03-16, 601-88-32
Конференц-залы в аренду

© 2007 Successfull Business Academy. Все права защищены. | www.sba-consult.ru | e-mail: info@sba-consult.ru

БЛИЖАЙШИЕ СЕМИНАРЫ

01.10.2014
среда
Все для подготовки отчетности за 9 месяцев 2014 г.: изменения по налогу на прибыль и НДС. ПБУ 2015 г. (г. Москва)
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 01 октября 2014 г. Семинар посвящен основным изменениям законодательства 2014-2015 ...

02.10.2014
четверг
МСФО: обязательно для всех в 2014-2015 г. Подготовка консолидированной отчетности по РСБУ и МСФО (02-03 октября 2014 г.)
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 02-03 октября 2014 г. В 2014 году рекомендуется, а с 2015 года, скорее всего, все ...

03.10.2014
пятница
Вечерний курс «Бухгалтерский учет для начинающих» (60 час, 03 октября - 07 ноября 2014 г.)
Продолжительность – 60 час. Стоимость – 6 500 руб. Период проведения: 03 октября - 07 ноября 2014 г ...

Интервью Митюковой Э.С. журналу "Семинар для бухгалтера"
ПУБЛИКАЦИИ