УСН: нарушение сроков подачи декларации

Организация опоздала со сдачей квартальной декларации за 3 месяца 2008 года по УСН (6%) Однако, она своевременно оплатила авансовые платежи по первичной декларации за тот же период.

В письме Минфина РФ от 27 марта 2008 г. № 03-02-07/1-133 говорится, что в случае, если сумма налога, указанная в налоговой декларации, предоставленной в налоговый орган с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока, уплачена в бюджет своевременно, то за нарушение срока подачи декларации может быть взыскан штраф в размере 100 руб.

Как быть в этом случае?

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Кодексом применительно к конкретному налогу (пункт 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются налогоплательщиком-индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (пункт 2 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации).

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 7 статьи 34621 Налогового кодекса Российской Федерации).

Указанная налоговая декларация, отражающая данные об исчисленной сумме авансового платежа и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа, фактически является расчетом авансового платежа и не отвечает требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Иначе говоря, пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено исчисление размера штрафа за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган в зависимости от суммы налога, подлежащей уплате, а не авансовых платежей.

Статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Учитывая изложенное, полагаем, что несвоевременное представление налоговой декларации по итогам отчетного периода налогоплательщиком- индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, влечет ответственность, установленную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Толмачёв И.А., налоговый консультант ООО «Академия успешного бизнеса»
© Журнал «РОСБУХ», декабрь 2008 года