Открываем свое дело: ООО или индивидуальный предприниматель

Первое, о чем следует задуматься при открытии своего дела – это организационно-правовая форма будущего бизнеса. Что лучше: создать общество с ограниченной ответственностью или стать индивидуальным предпринимателем? У каждой из этих форм есть не только свои плюсы, но и свои минусы. Мы подробно расскажем о них и даже для наглядности сведем всю информацию в таблицу. Ну а сделать для себя вывод – что целесообразнее именно в вашем случае – вам нужно самим.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Согласно ст.24 Гражданского кодекса РФ частный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Причем ответственность с него не снимается даже после того, как он прекратит вести свою деятельность. Пока не истек срок исковой давности, кредиторы вправе взыскать все долги за исключением имущества, перечисленного в п.1 ст.446 Гражданского процессуального кодекса РФ. В частности, это касается предметов обихода: повседневную одежду и обувь, продукты питания забрать у предпринимателя нельзя.
А вот с участника ООО можно взыскать не больше суммы, которую он внес в уставный капитал общества (ст.87 Гражданского кодекса РФ). Причем ответственность учредителей можно свести к вовсе ничтожной сумме, если организовать общество с минимальным уставным капиталом – 100 МРОТ, то есть 10 000 руб. Это следует из ст.14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”. Однако здесь тоже есть исключение – на имущество учредителей (в том числе денежные средства) могут обратить взыскание, если доказана их вина в банкротстве фирмы. Это предусмотрено в ст.44 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ.
Итак, мы выяснили, что если появится задолженность или начнется судебное разбирательство, то имущество участников ООО может пострадать только в исключительных случаях, в то время как почти все, принадлежащее предпринимателю, подлежит взысканию. Но несмотря на это, многие бизнесмены все равно регистрируются как предприниматели. В чем же плюсы ПБОЮЛ? Может быть, в том, что стать предпринимателем проще и быстрее?

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ

Действительно, начать дело предпринимателю проще – хотя бы потому, что для регистрации ему нужно представить меньше документов. Чтобы доказать это, обратимся к ст.ст.12 и 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.
Итак, чтобы образовать ООО, в местную налоговую инспекцию следует подать:
– заявление о государственной регистрации по форме N Р11001;
– документ, подтверждающий оплату госпошлины (2000 руб.);
– решение учредителей о создании предприятия;
– устав организации (подлинник или нотариально заверенную копию);
– учредительный договор (оригинал или копию). Этот договор не составляется, если учредитель один;
– выписку из реестра иностранных юридических лиц, если учредители – зарубежные компании.
А для регистрации в качестве предпринимателя нужны:
– заявление, составленное по форме N Р21001;
– документ, подтверждающий оплату госпошлины (400 руб.);
– паспорт (подлинник и копия);
– вид на жительство, если предприниматель – иностранец или лицо без гражданства.
Обратите внимание: обществу понадобится юридический адрес и наименование, в то время как предприниматель может совершать сделки и без него.
Кроме того, стать предпринимателем дешевле. И дело не только в меньшей пошлине. Чтобы открыть ООО, необходимо оплатить более половины уставного капитала. То есть кроме 2000 руб., которые нужно отдать государству за регистрацию, учредитель должен внести в капитал общества более 5000 руб. (50% х 100 МРОТ). И это при минимальном уставном капитале в 10 000 руб. А вот предпринимателю этого делать не нужно – он платит только пошлину – 400 руб.
Начиная свое дело, следует еще предусмотреть смену организационно-правовой формы. Причины для этого могут быть различные: налоговые соображения, привлечение партнеров, получение дополнительного финансирования или просто новые законы, ухудшающие положение ООО или предпринимателя.
В этом отношении выигрывает юридическое лицо. Ведь общество вправе провести реорганизацию в форме слияния, присоединения, разделения, выделения. Помимо этого, ООО преобразовывается в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив (п.1 ст.56 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ). А у предпринимателя нет возможности стать организацией. ПБОЮЛ может только вообще прекратить свою деятельность.
Кстати, давайте разберемся, кому легче это сделать.

ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ

Практика показывает, что “свернуть” свое дело предпринимателю быстрее и проще, чем организации. Ведь ПБОЮЛ может получить свидетельство о закрытии уже через пять дней после того, как подаст в налоговую заявление по форме N Р26001 и документ, подтверждающий оплату госпошлины (80 руб.).
Закрыть организацию намного сложнее. Только на первом этапе ООО представляет в инспекцию:
– уведомление о том, что принято решение ликвидировать фирму, по форме N Р15001;
– протокол собрания участников, принявших решение о ликвидации (или решение суда о ликвидации);
– решение участников о назначении ликвидационной комиссии и ее руководителя;
– уведомление о формировании ликвидационной комиссии, составленное по форме N Р15002.
После этого комиссия публикует в печати объявление о закрытии общества, указывая там его местонахождение и срок, в который кредиторы могут предъявлять свои претензии. Также комиссия обязана письменно уведомить всех известных ей кредиторов о ликвидации предприятия.
По истечении двух месяцев (а именно в такой срок кредиторы должны выставить фирме свои претензии) комиссия составляет и утверждает промежуточный ликвидационный баланс. Его она направляет в налоговую инспекцию вместе с уведомлением по форме N Р15003. Причем прежде чем утвердить баланс, налоговики наверняка приедут на предприятие с проверкой.
Но и это еще не все. После утверждения баланса ликвидационная комиссия направляет в инспекцию:
– заявление о регистрации в связи с ликвидацией фирмы, составленное по форме N Р16001;
– документ, подтверждающий оплату госпошлины (2000 руб.);
– окончательный ликвидационный баланс (если фирма закрывается добровольно) или определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства (когда ООО обанкротилось).
Лишь с этого момента ликвидация предприятия считается завершенной.

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА И КОЛИЧЕСТВО ДЕКЛАРАЦИЙ

Налоговая нагрузка и для предпринимателей, и для юридических лиц зависит от того, платят они налоги в общем порядке или перешли на специальный режим.
При общей системе налогообложения организации и предприниматели одинаково платят НДС, акцизы, за наемных работников – ЕСН и страховые взносы, прочие сборы. Однако есть здесь и различия. Судите сами: ПБОЮЛ платит НДФЛ, налог на имущество физических лиц, ЕСН за себя, а общество – только налог на прибыль и налог на имущество организаций.

Налоги         Ставка, %             Основание
ПБОЮЛ        ООО
Налог на прибыль     –          24         Статья 284
Налогового
кодекса РФ
НДФЛ                 13         –          Пункт 1 ст.224
Налогового
кодекса РФ
ЕСН с
предпринимателя
(если налоговая
база не превышает
100 000 руб.)        13,2       –          Пункт 3 ст.241
Налогового
кодекса РФ
Налог на
имущество
организаций          –          от 0,1 до 2,2    Пункт 1 ст.380
Налогового
кодекса РФ
Налог на
имущество
физических лиц       от 0,1 до 2     –          Пункт 1 ст.3
Закона РФ от
9 декабря 1991 г.
N 2003-1
“О налогах на
имущество
физических лиц”

То есть при одинаковом доходе ООО будет платить с него 24 процента, а ПБОЮЛ – 26,2 процента (13 + 13,2). Здесь у организации преимущество – на 2,2 процента (26,2 – 24).
А одно и то же имущество будет облагаться у ПБОЮЛ по ставке 2 процента, а у общества – по ставке 2,2 процента (берем максимальную ставку налога). Тут выигрывает предприниматель – на 0,2 процента.
Объем налоговой отчетности при общей системе налогообложения говорит в пользу предпринимателя: ООО отчитывается по налогам раз в квартал или месяц, а ПБОЮЛ представляет отчетность за себя раз в год.
При специальных режимах – “упрощенке” и ЕНВД – порядок налогообложения предпринимателя и общества похож: оба платят единый налог и страховые пенсионные взносы. Однако в отличие от организаций ПБОЮЛ еще перечисляет в Пенсионный фонд РФ взносы за себя – по 150 руб. в месяц. Это следует из п.п.1 и 3 ст.28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”. Для тех, кто решил работать по “упрощенке”, стоит добавить, что они могут платить налог с базы “доходы минус расходы” или с базы “доходы”. Выбор делается самостоятельно. Так вот, рассчитывать налог с суммы доходов гораздо проще и менее проблематично. Во-первых, учитывать придется только доходы. А во-вторых, расчет налога с базы “доходы минус расходы” вызывает массу споров с налоговыми инспекторами, чего практически не бывает при расчете налога с доходов.
Объем налоговой отчетности при ЕНВД и “упрощенке” у ПБОЮЛ и организации одинаковый. Они сдают декларации по единому налогу ежеквартально (ст.346.23 и п.3 ст.346.32 Налогового кодекса РФ).

ВЕДЕНИЕ УЧЕТА

Сразу скажем: независимо от того, как рассчитаны налоги, учет предпринимателю вести проще и выгоднее, чем организации. Ведь при общей системе бизнесмен всего лишь заполняет книгу учета доходов и расходов, которая утверждена Приказом от 13 августа 2002 г. Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430. Другое дело – предприятие. ООО должно выполнять требования Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, всех Положений по бухгалтерскому учету (которых всего 20 штук), а также вести бухучет методом двойной записи с применением Плана счетов. И еще все организации должны ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и сдавать ее в налоговую инспекцию.
При упрощенной системе налогообложения предприниматели и организации одинаково ведут книгу доходов и расходов, утвержденную Приказом МНС России от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606. Но и тогда организации все равно проигрывают. Это связано с тем, что если они выдают дивиденды, то должны вести еще и бухучет, так как рассчитывают прибыль на основе бухгалтерских данных.
А при ЕНВД предприниматели учет вообще не ведут, так как для таких случаев никаких книг не предусмотрено. Это подтверждает и Минфин России в Письме от 11 марта 2004 г. N 04-04-06/40. В то же время организации, перешедшие на вмененный налог, продолжают вести бухгалтерию и представлять отчетность на общих основаниях.

Э.С. МИТЮКОВА,
генеральный директор ООО «Академия успешного бизнеса»

“Главбух”, N 11, 2004