Как компании снижают налоговую нагрузку, модифицируя способы экономии

В сегодняшних условиях компании вынуждены сокращать издержки более агрессивно. Как следствие, появляются новые способы налоговой экономии, а уже применяемые компании корректируют с учетом дополнительных мер безопасности.

БЕЗОПААСНЕЕ СОЗДАВАТЬ НОВЫЕ КОМПАНИИ НА «УПРОЩЕНКЕ» ПОД ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Превышение предела выручки для упрощенной системы налогообложения  влечет за собой утрату права на применение этого спецрежима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Поэтому при приближении к максимальному лимиту налогоплательщики обычно приостанавливают деятельность, и регистрируют новые компании. Тем самым они обходят ограничения, не заботясь при этом об элементарных мерах предосторожности. При этом новые организации фактически выполняют функции прежних юрлиц, что только повышает риск.
Конечно, есть примеры положительных судебных решений, когда суды указывали, что приостановление деятельности при опасном приближении выручки к пределу не является нарушением. При этом на решение судей не повлиял тот факт, что ту же деятельность продолжала вести вновь созданная компания со схожим названием (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.10.08 № Ф04-5314/2008(13296-А45-25)). В указанном споре налоговики не доказали какого-либо взаимного участия этих компаний которые к тому же осуществляли реальную деятельность, что не отрицалось налоговым органом.
Тем не менее, налоговики научились бороться с подобными явлениями, доказывая схемный характер действий налогоплательщиков. К примеру, суды подтвердили правомерность претензий налоговиков в постановлениях федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского от 27.04.09 № Ф04-2488/2009(5371-А27-25), Уральского от 30.03.09 № Ф09-1732/09-С2, Волго-Вятского от 10.12.08 № А43-18853/2007-35-648 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 17.03.09 № ВАС-3175/09) округов.
Чтобы избежать, обвинений в уклонении от уплаты налогов, необходимо выполнить нехитрые правила. Новую компанию безопаснее создавать под отдельное направление, вид деятельности или территориальный сегмент рынка. Например, компания, торгующая стройматериалами, может выделить в отдельные направления продажу красок и лаков, кирпича, фанеры. Или вновь созданные компании могут работать с конкретными субъектами Российской Федерации. Подобные действия должны указывать на хозяйственную потребность в создании дополнительных и полностью самостоятельных организаций. При этом, помимо старых партнеров важно появление новых, а также наличие положительных показателей, например, увеличение рентабельности, суммы прибыли от реализации продукции, снижение себестоимости и прочее. Гарантировать отсутствие претензий при такой структуре нельзя. Однако обосновать действия налогоплательщика будет намного легче.

СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ: НЕСТАНДАРТНЫЕ ВАРИАЦИИ ИЗВЕСТНЫХ СПОСОБОВ НАЛОГОВОЙ ЭКОНОМИИ

Кризис вынуждает компании разрабатывать новые способы налоговой оптимизации, а также модифицировать уже известные. Приведем пример трех таких вариаций, используемых на практике.

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ ПОЗВОЛИЛ УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА ВОЗВРАТ ПРОДУКЦИИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ

Производственная компания несла существенные потери от возврата своей продукции в связи с несоответствием требованиям покупателя или в связи с невозможностью реализовать ее до истечения срока годности. Возвращенную продукция производитель не мог продать или пустить в переработку, поэтому был вынужден списывать в пределах норм естественной убыли (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).
Для обхода этого ограничения компания арендовала дополнительную площадь и оборудовала выставочный зал. Возвращенный товар размещался в выставочном зале для целей рекламы, а его стоимость списывалась как расходы на рекламу, которые учитываются в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ). При этом возврат товара оформлялся путем обратного выкупа. В результате предприятие смогло значительную часть возвратов отражать как рекламные расходы.

РАБОТА ЧЕРЕЗ «УПРОЩЕНЦА» БЫЛА ОБОСНОВАНА ПЕРЕДАЧЕЙ РАБОТ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ

В условиях кризиса компания решила сократить производство и распродать лишнее оборудование. При этом потенциальному покупателю был не важен НДС.
Чтобы основную наценку от перепродажи вывести на льготный режим налогообложения, сделка была оформлена следующим образом. Основные средства были проданы формально независимой компании на  «упрощенке» по остаточной стоимости. Налога на прибыль не возникало (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ), нужно было уплатить только НДС со стоимости такой реализации. Далее «упрощенец» при помощи подрядной организации или собственными силами производил модернизацию основного средства, тем самым значительно увеличивая его стоимость. В результате конечный покупатель приобретал основное средство по высокой цене, а основная сумма прибыли аккумулировалась в компании на льготном режиме налогообложения, которая работала как комиссионный магазин.

ТСЖ СЭКОНОМИЛО ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КВАРТИР

При продаже квартир продавец предлагал в принудительном порядке всем покупателям вступить в уже сформированное товарищество собственников жилья. Далее купля-продажа объекта недвижимости осуществлялась по минимально возможной цене, которую продавец смог обосновать. Одновременно покупатель вносил вступительный взнос в товарищество собственников жилья, который был сопоставим со скидкой, предоставленной по квартире. В дальнейшем жильцы регулярно уплачивали отнюдь немаленькие членские взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт,  оплатой коммунальных услуг (п.5 ст. 155 Жилищного кодекса).
Налоговая экономия основана на том, что товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией (ст. 135 ЖК РФ), поэтому вступительные и членские взносы не облагаются налогом на прибыль (п. 2 ст. 251 НК РФ). НДС не возникает, так как указанные операции не являются реализацией (ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ). Несмотря на то, что налоговики с таким выводом не согласны, суды выносят решения в пользу налогоплательщиков. Такие выводы содержаться в постановлениях федеральных арбитражных судов Северо-Западного от 07.12.07 № А56-12206/2007, от 02.04.07 № А56-31339/2006 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 14.06.07 № 7078/07), Поволжского от 20.11.07 № А55-18916/2006-31 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 14.03.08 № 3308/08) округов.
Товарищество в свою очередь применяло упрощенную систему налогообложения, и тратило поступившие взносы на услуги сторонних подрядных организаций, например осуществляющих вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание сигнализации, текущий ремонт жилых домов и прочие,  а также выплачивало высокую заработную плату своим сотрудникам.
Во всех трех схемах организации должны руководствоваться экономической целью, отличной от снижения налогов и реальностью событий. Так, например, по первой: у предприятия должен быть действительно выставочный зал с образцами продукции. Такая рекламная компания должна быть прописана в приказе руководителя, кроме того, фирме целесообразно сделать отчет, в котором рассчитать прибыль, которую она принесет. Цифры на бумаге должны соответствовать тому, что происходит в действительности.
В противном случае, организацию могут обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды в соответствии с Постановлением ВАС России от 12 октября 2006 г. № 53.

Э.С. МИТЮКОВА, генеральный директор консалтинговой компании ООО «Академия успешного бизнеса»