Когда посреднические договоры не выгодны сельхозпредприятиям

Часто в своей деятельности сельхозорганизации используют посреднические договоры. Это позволяет им с наименьшими затратами труда и времени найти необходимых покупателей для своей продукции.
Однако если компании применяют упрощенную систему и платят единый налог с полученных доходов по ставке шесть процентов, посреднические операции могут оказаться не выгодными.
Как нам разъяснили специалисты Минфина России в Письме от 5 июня 2007 г. № 03-11-04/2/160, при осуществлении торговли через комиссионеров (или агентов) собственники продукции должны отражать в составе доходов не только выручку от продажи, но и комиссионное вознаграждение.
Его же «упрощенщики» могут учесть в составе расходов согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Но только в том случае, если выбрали в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы».
Если же комитент применяет «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы», комиссионное вознаграждение налоговую базу не уменьшает. При чем даже в том случае, когда посредник самостоятельно удерживает его из сумм, поступающих к нему от покупателей.
Заметим: такая позиция Минфина спорна. Получается, что с комиссионного вознаграждения налог уплачивается дважды: в составе выручки комитента, и в доходах посредника. А это противоречит нормам статьи 3 Налогового кодекса РФ.
Однако, как закончится спор с инспекторами, неизвестно: арбитражная практика по данному вопросу пока еще не сложилась. Поэтому, чтобы избежать излишних рисков, компаниям, которые намерены работать с посредниками, мы советуем сразу выбирать в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы».

Э.С. МИТЮКОВА, генеральный директор Консалтинговой компании «Академия успешного бизнеса»