Ошибки налоговиков

Поговорим об ошибках, которые совершает налоговая инспекция при проведении налоговых проверок, также о том, как обжаловать решение по результатам проверки.
Какие ошибки допускают налоговики при проверках? Первая ошибка — это ошибка, связанная с выявлением несоответствий между налоговой декларацией и бухгалтерской отчетностью. В этом случае, при выявлении такого несоответствия, налоговый орган должен запросить у налогоплательщика документы, на основании которых производилось заполнение декларации, и уже путем анализа первичных документов установить причину такого расхождения. То есть необходимо обязательно проверять первичные документы, и налоговики допускают ошибку в том, что сразу пишут в акт, что данное несоответствие — это нарушение налогового законодательства.
Вторая ошибка, которую допускают налоговые инспекторы — это несвоевременное получение налоговой декларации по почте, то есть пытаются обвинить налогоплательщика в нарушении, хотя оно касается не налогоплательщика, а именно работы почты. И налоговики забывают о том, что дата предоставления налоговой декларации является датой ее отправки по почте. В таких случаях свою правоту необходимо доказывать.
Еще одна ошибка — это привлечение налогоплательщика к ответственности в тех случаях, когда нормы налогового права вообще не должны применяться, например, это штраф за несвоевременное предоставление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В этом случае один экземпляр декларации сдается в налоговую инспекцию просто «к сведению». Однако это не налоговые платежи и не страховые взносы. Несвоевременное предоставление данной декларации не может караться согласно налоговому законодательству, это не налоговое нарушение.
Следующая ошибка – это при выездных проверках налоговиками допускается неправильная формулировка решения о проведении налоговой проверки. Например, форма решения предусматривает проверку по каким-то конкретным налогам, а в тексте решения содержится фраза, что проверка осуществляется «по вопросам правильности и исчисления уплаты налогов», то есть, не конкретизирован налог.
Можно, конечно, оспорить такую формулировку и попросить уточнить, какие налоги будут проверяться данной проверкой. Но решение переделают и через два дня придут снова. А можно не оспаривать, такая ошибка, даже, в принципе, на руку налогоплательщикам. Поскольку, проведя вот эту «общую проверку», налоговый орган не сможет прийти в следующий раз и проверить какой-то конкретный налог, потому как это уже будет являться «повторной проверкой». Налогоплательщик может заявить, что у него уже за данный период проверили «все налоги», и в доказательство предъявит решение налогового органа. Повторная проверка налоговым законодательством запрещена.
Допускаются налоговиками ошибки с определением « рыночной цены».
Понятие «рыночный» для целей налогообложения дается в 40 статье Налогового кодекса. Там четко сказано, что презумпция рыночной цены – все цены рыночные, пока не доказано обратное. У налоговой инспекции есть возможность попытаться проверить и доказать, что это не рыночная цена. И если она это докажет и найдет другую рыночную, которая более чем на 20 процентов отличается от контролирующей, то может применить налоговые санкции, исходя из этой найденной цены. Обратите внимание, оснований для контроля всего четыре, они все перечислены в п. 2 ст. 40 НК РФ, где сказано, что налоговые органы при осуществлении контроля полноты исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
В законодательстве существует три метода определения рыночной оценки.
1. Информационный метод определения рыночной цены.
При оценке рыночной цены используется имеющаяся на рынке информация о ценах аналогичных товаров. То есть в законодательстве говорится о том, что используется не просто информация, имеющаяся на рынке, а это должна быть информация о сопоставимых сделках.
2. Метод цены последующей реализации.
Если в качестве товара выступают единичные товары, эксклюзивные, то в этом случае нельзя применить информационный метод. Тогда может применяться, так называемый, метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже).
3. Затратный метод.
При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Причем эти три метода – информационный, метод цены последующей реализации и затратный (или расчетный), их применение должно быть последовательным. То есть, если не подходит информационный, то применяют метод цены последующей реализации, если не подходит метод цены последующей реализации, только тогда можно применить затратный метод.
Методы определения, как видно, довольно трудоемкие, требуют проведения работ по исследованию и анализу рыночных цен.
Налоговые органы, применяя эти три метода, должны доказывать, что рыночная цена отклоняется от цены, примененной при сделке налогоплательщиком, более чем на 20 процентов.
По данной норме между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает очень много спорных моментов.
Допускаются ошибки, связанные с содержанием направляемого налогоплательщику требования об уплате налога, а именно, не всегда в нем указываются все необходимые данные. Не все инспектора налоговых органов знают, какие сведения должно содержать требование об уплате налога и что перечень этих сведений определяется ст. 69 НК РФ.
В п. 4 ст. 69 НК РФ говорится о том, что обязательно должно содержаться в требовании:
«Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком».
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании».

После того, как по результатам проверки налоговым органом принято решение, его можно обжаловать. Сделать это можно даже в том случае, если решение очевидно и шансов на положительный результат быть не может. Почему? Порядок подачи и рассмотрения апелляционной жалобы прописан в ст. 139, 140 Налогового кодекса РФ. Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.
В течение 10 рабочих дней необходимо подготовить в свою инспекцию пересмотр жалобы, прилагая к ней все необходимые документы. Из инспекции жалоба передается в ИФНС. ИФНС в этом случае в течение трех рабочих дней пересылает жалобу в управление Федеральной налоговой службы (ФНС), и в течение месяца управление Федеральной налоговой службы рассматривает данную апелляционную жалобу, а потом отменяет, изменяет, или оставляет без изменений решение инспекции. С этого момента оно будет считаться вступившим в силу.
А пока идет процедура обжалования, налогоплательщик выигрывает во времени, например, пока не вступит в силу данное решение, налоговики не смогут выставлять требование об уплате недоимки, пени, штрафов и так далее. В частности, в этом случае налогоплательщик еще пока не имеет задолженности на лицевом счете и при необходимости может получить справку об отсутствии задолженности.
Кроме того, пока эту жалобу будут рассматривать в Федеральной налоговой службе, у налогоплательщика будет время подготовиться к арбитражному суду, собрать все необходимые документы, проконсультироваться о способе защиты и т.д. Также возможно в это время снять часть претензий до суда – например, организация привлекается сразу по 10 эпизодам, и вот апелляционная жалоба поможет часть эпизодов, предположим, снять, при предварительном рассмотрении. А если полностью примут решение в пользу налогоплательщика – соответственно, нет затрат на судебные издержки.
Как составить апелляционную жалобу? Во-первых, необходимо четко писать, с чем именно налогоплательщик не согласен, ссылаться на статьи Налогового кодекса Российской Федерации и иных нормативных документов, причем писать это не в произвольной форме, а желательно прямо выдержками из кодекса или других законодательных документов. Также к апелляционной жалобе можно приложить письма Минфина РФ (копии), которые бы разъясняли порядок разрешения конкретной спорной ситуации, которая произошла с налогоплательщиком. Если есть письма не конкретной, но похожей на ситуацию налогоплательщика, их тоже стоит приложить. Если решение инспекторов противоречит письмам Минфина РФ и ФНС РФ, то, возможно, это решение будет отменено. Также, если есть арбитражная практика по данному вопросу, ее тоже необходимо приложить к жалобе.
На основании ст. 139 НК РФ можно обжаловать уже вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке. Это можно сделать в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (Федеральным законом № 137-ФЗ от 27. 07. 2006 г.).

Э.С. МИТЮКОВА, к.э.н., генеральный директор Консалтинговой компании «Академия успешного бизнеса»