Учет и налогообложение расчетов и финансирования в условиях кризиса

Одна из основных проблем компаний в условиях кризиса – перераспределение финансовых потоков и имущества между предприятиями. Это актуально, когда имущество или деньги есть на одной компании, а на другой не хватка активов. Для распределения их используются следующие приемы: трансфертное ценообразование, предоставление займов, осуществление вкладов в уставный капитал и попросту подарки. Рассмотрим, какие налоговые последствия несут эти варианты.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСФЕРТНЫХ ЦЕН

Трансфертное ценообразование — важный механизм перераспределения финансовых ресурсов. Так, производственная или добывающая компания холдинга может реализовывать продукцию сбытовой компании (торговому дому) того же холдинга по более низким ценам; сбытовая компания затем занимается реализацией товара конечным потребителям уже по рыночным ценам. В результате финансовые ресурсы концентрируются в едином центре прибыли (сбытовой компании) и затем могут перераспределяться в соответствии с потребностями холдинга в целом.
Однако следует помнить: сделки между компаниями холдинга, как между взаимозависимыми лицами, подлежат строгому контролю по правилам статьи 40 Налогового кодекса РФ.
Признаки взаимозависимых лиц указаны в статье 20 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 этой статьи взаимозависимыми признаются физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности, а именно:
— одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
— одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
— лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
При этом, как установлено пунктом 2 статьи 20 Налогового кодекса РФ, суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям.
Если разница в ценах между взаимозависимыми лицами превышает 20%, то инспекторы вправе доначислить налоги и пени до рыночных цен (п. 3 ст. 40 Налогового кодекса РФ). Иногда еще и взыскивается штраф – пятая часть от добираемых налогов.
Часто трансфертное ценообразование применяется не только в группе компаний, но и в распространенной кризисной ситуации – когда организация распродает остатки покупателям по заниженным ценам.
При этом продажа товаров ниже закупочной цены может рассматриваться как предоставление скидки, обусловленной маркетинговой политикой организации. И если организация докажет, что скидка вызвана маркетинговой политикой (представит обосновывающие скидку документы – маркетинговую политику, приказы руководителя об установлении сниженных цен и т. д.), то продажа товаров по сниженным ценам может быть признана обоснованной.

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕН МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКОЙ

Систематизировав и обосновав предоставляемые покупателям скидки грамотно разработанной маркетинговой политикой, организация может заранее обезопасить себя от споров с налоговыми органами. Тем более, что экономическую обоснованность предоставления скидки можно подтвердить Положением. С этим согласны и контролирующие органы (Письмо УМНС России по г. Москве от 7 июня 2004 г. № 26-12/37860).
Итак, на что следует обратить внимание при разработке ценовой политики? Прежде всего, на то, что пункт 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ обязывает при определении рыночной цены при заключении сделок невзаимозависимыми лицами учитывать скидки, вызванные:
– сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
– истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
– маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
– реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Сегодня механизм определения рыночной цены трудно реализуется на практике. По мнению налоговых инспекторов, рыночная цена определяется как некоторое фиксированное значение, исчисленное на основании сделок, осуществленных в сопоставимых условиях между независимыми партнерами. Используя все неясности данного вопроса, организации часто оспаривают в судах такой порядок ценообразования, период, за который происходит сравнение и источники получения рыночных цен.
В связи с этим Правительство РФ намерено расширить количество методов, используемых для обоснования или проверки правильности ценообразования, и четко прописать порядок и источники определения рыночной цены.
Кроме того, в ближайшее время планируется дать возможность взаимозависимым организациям предварительно согласовывать цены с инспекторами. Скорее всего, речь пойдет о сделках более чем на 1 млн. руб. Соглашение будет заключаться на срок до 5 лет, и продлеваться на 2 — 3 года. Тем не менее, как и раньше, организации смогут обосновать инспекторам отклонения цен, более чем на 20 процентов, прописав все факторы, влияющие на цену в маркетинговой политикой (п. 3 ст. 40 Налогового кодекса РФ). А именно: указав, в каких случаях, и для каких групп клиентов вводятся скидки. Например, при продаже прошлогоднего модельного ряда продукции. Также отклонения цен возможны и по иным причинам, в частности: форме расчетов (наличная или безналичная, бартер).

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗАЙМОВ

Предоставление займов является распространенной операцией, встречающейся в деятельности компаний. Пользуются ею и холдинговые структуры для перераспределения денежных потоков между организациями. Особенно число займов увеличилось в условиях кризиса, когда в компаниях наблюдается нехватка денежных средств.
Как правило, между группой компанией займы передаются беспроцентно.
Получая беспроцентный заем, организация не платит ни НДС, ни налог на прибыль, так как согласно Письму ФНС России 13 января 2005 г. № 02-1-08/5@ не должна рассчитывать материальную выгоду.
Однако в ряде случаев, предоставление беспроцентного займа может негативно сказаться на деятельности фирмы-заимодавца. А именно: когда она сама получает кредиты или займы, и за это платит проценты. В этом случае в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса РФ заимодавец не сможет учесть проценты при расчете налога на прибыль в части сумм, предоставленных по беспроцентному займу. Так как операция по предоставлению займа не будет направлена на получение дохода.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Предоставление займов на сумму более 600 000 руб. подпадает под контроль службы финансового мониторинга.
Свидетельствует об этом статья 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В ней указано, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей (либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее). Поэтому в случае заимствования на крупную сумму заимодавцу (особенно, если это физическое лицо) необходимо в наличие иметь документы, свидетельствующие о получении легального дохода соответственно стоимости дара.

ВКЛАДЫ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

При перераспределении финансовых потоков организации часто делают вклады и денежными средствами. Такая операция не приводит ни к каким налоговым последствиям не для принимающей, не для передающей стороны. А только увеличивает взаимозависимость компаний (ст. 20 Налогового кодекса РФ). Суммы вкладов могут быть неограниченными.
Однако учредители могут внести в уставный капитал не только деньги, но и любое другое имущество. В этом случае налоговые последствия будут следующие.
Начнем с того, что вклад в уставный капитал налогом на добавленную стоимость не облагается. Такой вывод следует из подпункта 4 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Однако, совершая данную операцию, материнской компании придется восстановить НДС, исходя из остаточной стоимости основного средства (подп. 1 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Налог следует заплатить в бюджет.
Сумму восстановленного НДС нужно указать в документах, которыми оформляется передача имущества в уставный капитал. На основании этих документов дочерняя компания сможет принять суммы НДС к вычету, но только после оприходования полученного имущества и только в том случае, если это имущество будет использоваться для операций, облагаемых НДС (п. 3 ст. 170, п. 11 ст. 171, п. 8 ст. 172 Налогового кодекса РФ).
Ни у учредителя, ни у дочерней организации при взносе в уставный капитал не образуется ни доходов, ни расходов. Кроме того, «дочка» вправе амортизировать полученное имущество. Его стоимость для целей исчисления налога на прибыль определяется по данным налогового учета материнской компании на дату перехода права собственности (подп. 2 п. 1 ст. 277 Налогового кодекса РФ).
Для того чтобы подтвердить стоимость полученного имущества, необходимо запросить у учредителя копии налоговых регистров о его первоначальной (остаточной) стоимости и затратах, которые он понес при внесении вклада. Для целей налога на имущество важна стоимость вклада, сформированная в бухгалтерском учете. Она будет равна оценке материнской компании, указанной в учредительных документах.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Определяя стоимость вклада или взноса в уставный капитал, учредители должны не только исходить из потребностей предприятия в финансировании, но и величины чистых активов предприятия.
Так как компаниям, у которых размер чистых активов находится на грани с величиной уставного капитала, следует оценить размер возможного годового убытка и предпринять меры по стабилизации финансового результата. Поскольку отрицательное значение показателя чистых активов законодательством не допускается. В настоящее время уже существуют прецеденты, когда по данному основанию налоговые инспекторы заявляют судебные иски о ликвидации фирм (Постановление ФАС Московского округа от 11 ноября 2002 г. № КГ-А40/7523-02).
Кроме того, низкий показатель собственных средств организации ведет к снижению ее инвестиционной привлекательности в будущем.
Размер чистых активов компании может быть увеличен, в частности, за счет внесения дополнительных вкладов в имущество общества, получения доходов от ведения деятельности, внереализационных доходов, переоценки имущества общества, присоединения компании со значительным размером собственных средств и т.п.
С другой стороны величина вклада или взноса в уставный капитал в сумме более 500 млн. руб. позволяет организации экономить на налоге на прибыль с дивидендов.
Напомним, ставка 0% действует, если получатель дивидендов на день принятия решения о выплате дивидендов владеет (подп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ):
— 50% и более вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации. При этом период владения должен составлять не менее 365 календарных дней и быть непрерывным в течение этого срока
либо
— депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, сумма которых соответствует не менее 50% общей суммы выплачиваемых дивидендов.
Кроме того, стоимость приобретения или получения в собственность вклада (доли) или указанных депозитарных расписок должна превышать 500 млн руб.
Чтобы подтвердить право на использование льготной ставки, получатель дивидендов должен представить в налоговую инспекцию соответствующие документы. Их примерный перечень приведен в пункте 3 статьи 284. Например, к ним относятся договоры купли-продажи (мены), решения о размещении ценных бумаг, проспекты эмиссии, решения о реорганизации, выписки из лицевых счетов реестра акционеров, выписки по счету «депо» и др.

ПОДАРКИ

Доходы в виде имущества или денежных средств, которые получены одной организацией от другой безвозмездно, не включают в базу по налогу на прибыль. Но только в том случае, если выполнено одно из следующих условий:
— уставный капитал получающей фирмы более чем на 50% состоит из вклада передающей;
— уставный капитал передающей организации более чем на 50 % состоит из вклада получающей.
Имущественный подарок (в том числе вексель) получающая сторона не вправе передавать на сторону в течение одного года. В противном случае ей придется заплатить налог на прибыль с рыночной стоимости дара (подп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Метод выдачи финансов безвозмездно позволяет перераспределять денежные потоки между компаниями без увеличения взаимозависимости и возникновения налоговой базы у получающей стороны. В тоже время нельзя забывать об ограничениях и недостатках.
Помимо условий, указанных в статье 251 Налогового кодекса РФ, они заключаются в следующем. Схема не выгодна передающей стороне, так как она не может учесть стоимость подарка в составе расходов при расчете налога на прибыль. Кроме того, при безвозмездной передаче имущества, ей придется заплатить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). И это еще не все.
Правомерность подарков всегда вызывала споры с налоговыми инспекторами. Дело в том, что гражданское законодательство квалифицирует безвозмездную передачу имущества, как дарение (ст. 572 Гражданского кодекса РФ).
При этом одной коммерческой компании запрещено делать «подарок» другой, если его стоимость превышает пять минимальных размеров оплаты труда, то есть 500 руб. (п. 4 ст. 575 Гражданского кодекса РФ). Проблем можно избежать, если дарителем будет выступать физическое лицо, например, предприниматель.
Однако, не забывайте. Подобная сделка на сумму более 600 000 руб. подпадает под контроль службы финансового мониторинга.
Свидетельствует об этом статья 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В ней указано, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей (либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее). Поэтому в случае безвозмездного финансирования на крупную сумму дарителю необходимо в наличие иметь документы, свидетельствующие о получении легального дохода соответственно стоимости дара.

Э.С. МИТЮКОВА, к.э.н., генеральный директор Консалтинговой компании «Академия успешного бизнеса»