Обзор семинара “Налоговая проверка: встречаем во всеоружии. Порядок и сроки проведения проверок, способы защиты налогоплательщика. Как бухгалтеру избежать уголовной ответственности”

Статья подготовлена по материалам семинара “Налоговая проверка: встречаем во всеоружии. Порядок и сроки проведения проверок, способы защиты налогоплательщика. Как бухгалтеру избежать уголовной ответственности”, организатор – компания “ООО “Академия успешного бизнеса”. Лектор – Митюкова Э.С., к. э. н., генеральный директор компании-организатора.

Из этой статьи вы узнаете:
Зачем придет милиция?
За что может фирма попасть под проверку УБЭП?
Какие должны быть действия бухгалтера?
На что обратить внимание при проверке удостоверения?

Органы внутренних дел свою деятельность ведут на основании Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 “О милиции”. Согласно данному Закону сотрудники милиции вправе участвовать в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов и также могут получать сведения, которые составляют налоговую тайну. Порядок взаимодействия налоговых органов и внутренних дел утвержден совместным Приказом МВД России и ИМНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37. Основанием для участия милиции в проверке является запрос налоговой службы. К налоговой проверке милиция может присоединиться также при наличии следующих обстоятельств: если у налогового органа имеются сведения о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и необходимости именно проверки со стороны милиции, также при назначении выездной повторной, выездной налоговой проверки и материалах о нарушении законодательства о налогах и сборах, которые направлены именно в органы внутренних дел. Также если имеется необходимость привлечения данных сотрудников в качестве специалистов для проведения каких-то конкретных действий по осуществлению налогового контроля, то есть если создаются какие-то препятствия законной деятельности налоговиков либо имеется угроза опасности жизни, здоровью, и прочее.
Э.С. Митюкова рассказала, что проверяющие, которые пришли к налогоплательщику с милицией, так же как налоговики, должны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя налогового органа о проведении выездной проверки. Кроме того, милиция может прийти с проверкой по собственной инициативе – это действие производится в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона “О милиции”. Для этого достаточно всего двух оснований – информации, которая указывает на признаки налогового преступления, и мотивированного запроса соответствующего должностного лица.
При проведении проверки правоохранительные органы обладают весьма широкими полномочиями, то есть милиция может изымать у проверяемых лиц документы либо их копии, милиция вправе производить также осмотр производственных, складских, торговых помещений и так далее, сотрудники милиции могут изъять образцы сырья, продукции, товаров, необходимых им для исследований и экспертиз.
Длится такая проверка 30 дней. Составляется акт проверки, который подписывается и налоговиками, и милицией. День подписания акта является днем окончания проверки. Если нарушений не обнаружено, то акт проверки все равно составляется. В нем указывается, что никаких нарушений выявлено не было.
УБЭП – отдел по борьбе с экономическими преступлениями. За что может фирма попасть под проверку УБЭП: нахождение фирмы в районе, где сложилась криминогенная ситуация; жалобы от покупателя, которому был продан некачественный товар; деятельность фирм, которые наиболее подвержены экономическим преступлениям, к ним относятся: строительство, общественное питание, салоны сотовой связи и продуктовые магазины. Поводом к проверке также могут послужить анонимный телефонный звонок или контакты с недобросовестными контрагентами.
УБЭП проводит контрольные закупки товара, т.е. приходят проверяющие под видом обычных покупателей, просят отпустить товар и смотрят, пробивается ли вообще кассовый чек? На какую сумму? И потом уже объявляется начало проверки. В этом случае, если по каким-то причинам не был пробит чек, Э.С. Митюкова посоветовала все же чек пробить, даже после объявления о начале проверки. Чек следует пробить все равно, и проверяющие отразят, что чек был выбит после того, как началась проверка. Однако с помощью данного чека можно будет доказать в суде, что налоговая проверка началась именно с даты на чеке, а такие доказательства могут понадобиться налогоплательщикам.
Полномочия УБЭП в принципе те же самые, что и у милиции, то есть будут и допросы, и осмотры, и т.д. Срок проверки установлен до 30 дней. На основании результатов проверки отдел по борьбе с экономическими преступлениями может заводить на организации и предпринимателей уголовные дела. Однако, как отметила Э.С. Митюкова, уголовные дела – это редкость, обычно применяются санкции в виде административной ответственности. Например, если осуществляется предпринимательская деятельность без специального разрешения, то на организацию налагается штраф в 4 – 5 тыс. руб., в случае обнаружения нарушений может быть наложен штраф в размере 40 – 50 тыс. руб.
Если удастся доказать, что контролеры в процессе проверки вымогали взятку, то должностному лицу УБЭП грозит наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет.
Далее Э.С. Митюкова остановилась на основных действиях бухгалтера, которые необходимы при проверке: попросить, как положено, документы, удостоверения сотрудников правоохранительных органов, если есть какие-то сомнения по поводу подлинности данных документов – открыто позвонить в милицию. Можно позвонить через телефон “02”, но ни в коем случае не звонить по тому телефону, который называют пришедшие контролеры.
На что обратить внимание при проверке удостоверения? В удостоверении обязательно должна быть прописана должность, звание владельца, на фотографии должностное лицо должно быть обязательно в форме. Если вы видите на фотографии в удостоверении человека в обычной (гражданской) одежде, то удостоверение подложное. Можно подстраховаться и переписать все данные со служебного удостоверения, а также адрес и телефон отделения, в котором этот человек служит. В подлинном удостоверении должны быть обязательно: гербовая голограмма, дата выдачи документа; удостоверение не должно быть просрочено.
Кроме того, стоит учесть, что сотрудники МВД вправе проверять исключительно организации, которые находятся на их территории, то есть только по ведомству.
Помимо этого сотрудники правоохранительных органов часто требуют проведения снятия кассы. В соответствии с п. 37 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40, снять кассу можно лишь по приказу руководителя организации после проведения ряда обязательных процедур. То есть самовольное снятие кассы правоохранительными органами является незаконным. Однако не стоит забывать, что сотрудники милиции могут опечатывать кассы, места хранения документов, денег, товарно-материальных ценностей, также брать образцы сырья и продукции, изготавливаемой предприятием. Нельзя оскорблять сотрудников милиции; публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до трех месяцев, или обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, или исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года (ст. 319 УК РФ).
Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или лишением свободы на срок до пяти лет (ст. 318 УК РФ).
Если налогоплательщик не согласен с требованиями правоохранительных органов о проверке, необходимо сообщить им об этом. Порой обоснованный отказ более действенный, чем какая-то попытка препятствовать милиционерам. Если они продолжают настаивать на проведении своих действий – не надо пытаться их останавливать.
Э.С. Митюкова рекомендовала в таких случаях исполнять требования правоохранительных органов, фиксировать их, а потом обжаловать.
В отношении документов, которые составляются, никогда не надо отказываться от подписи. Если налогоплательщик не подписывает акт, протокол или какой-то другой составляемый документ о проведенной проверке, то его потом можно будет переписать, переделать и т.д. Нужно подписывать и писать, что “по существу не согласен”, если с какими-то действиями или содержанием не согласен, и ставить отметку.
Что касается общения с налоговым инспектором во время проверки, то желательно, чтобы это был главный бухгалтер, потому что другие сотрудники, рядовые бухгалтеры, не знают, как правильно отвечать на вопросы.
Э.С. Митюкова рекомендовала на период проверки по возможности освободить главного бухгалтера от дополнительной работы, перераспределить работу бухгалтерии, возложить большую часть работы главного бухгалтера на других работников, чтобы главный бухгалтер был всецело занят проверкой. Если все же инспектор разговаривает с сотрудниками, их тоже нужно проинструктировать, чтобы они отвечали фразами “я не владею информацией”, “это составляет коммерческую тайну, я подписывал соглашение о неразглашении коммерческой тайны” и т.д.

Е.С.Карпова
Эксперт журнала
“Горячая линия бухгалтера”
Подписано в печать
22.12.2008