Усиление мер борьбы с легализацией преступных доходов и налоговая политика 2013-2016 годы

Подписан Федеральный закон, направленный на усиление мер борьбы с легализацией преступных доходов

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям”

С 30 ИЮЛЯ 2013 Г.:
– налоговый орган будет вправе истребовать у налогоплательщиков вне рамок проверок не только информацию относительно конкретной сделки, но и конкретные документы (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);
– документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий, в случае их направления по почте будут направляться российским организациям по адресу их места нахождения, который содержится в ЕГРЮЛ, т.е. по юридическому адресу (п. 5 ст. 31 НК РФ);
– введены новые основания для взыскания недоимки зависимого общества с основного и наоборот. В частности, недоимка зависимого общества будет взыскиваться с основного общества (и наоборот), если после того, как должник узнал или должен был узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, денежные средства, иное имущество были переданы основному (зависимому) обществу (абз. 4, 5 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ);
– порядок взыскания недоимки зависимого общества с основного и наоборот будет применяться и к тем организациям, которые суд признает иным образом зависимыми с должником. По общему правилу статус организации (зависимое общество, основное общество) определяется в соответствии с гражданским законодательством РФ (абз. 8 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

С 1 ЯНВАРЯ 2014 Г.:
– при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, налоговый орган вправе потребовать, чтобы налогоплательщик представил пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации (расчета) (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ);
– при проведении камеральной проверки декларации (расчета) с заявленной суммой убытка налоговый орган вправе потребовать, чтобы налогоплательщик представил пояснения, которые обосновывают размер убытка (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ);
– при представлении уточненной декларации (расчета) с уменьшенной суммой налога к уплате по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели, до и после их изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
– при представлении уточненной декларации (расчета) с увеличенной суммой убытка по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели, до и после их изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
– посредники – неплательщики НДС при осуществлении деятельности в интересах плательщика данного налога должны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ);
– плательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами) обязаны будут представлять в инспекцию декларации по данному налогу только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).
– декларацию по НДС должны будут представлять в том числе лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога. Подавать ее нужно будет в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ). С 1 января 2014 г. на указанных лиц будут распространяться правила проведения камеральных проверок деклараций по НДС (п. 10 ст. 88 НК РФ);
– из п. 1 ст. 119 НК РФ будет исключено указание на субъекта правонарушения – налогоплательщика. Таким образом, оштрафовать за несвоевременное представление налоговой декларации по ст. 119 НК РФ можно будет и лиц, не являющихся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога, а также налоговых агентов (п. 1 ст. 119 НК РФ);

С 1 ИЮЛЯ 2014 Г.:
– банки будут обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физлицами, которые не являются предпринимателями. Это правило касается также открытия или закрытия вкладов (депозитов) (п. 1 ст. 86 НК РФ).

С 1 ЯНВАРЯ 2015 Г.:
– налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны будут направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, используемых им при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и переданных налогоплательщикам в электронной форме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);
– налоговый орган сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
– решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации может быть вынесено в течение трех лет. Данный срок исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления отчетности (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
– при выявлении в ходе камеральной проверки определенных противоречий и несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, налоговый орган будет вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
– при проведении камеральной проверки декларации по НДС (если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению или выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению) налоговый орган вправе осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ);
– посредники – неплательщики НДС, которые ведут деятельность в интересах плательщика данного налога, должны будут представлять в налоговый орган журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по НДС (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

ОПУБЛИКОВАНЫ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

В настоящее время рассматривается законопроект, согласно которому будет введена обязательная досудебная процедура обжалования всех ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия должностных лиц. Кроме того, предполагается увеличение срока подачи апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности с 10 дней до одного месяца. Напомним, что в настоящее время обязательный порядок обжалования в вышестоящей инспекции установлен только в отношении решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
В соответствии с п. 2.5.2 раздела II Основных направлений предполагается внести изменения в процедуру камеральной проверки. В частности, при проведении камеральной проверки декларации, в которой отражены убытки, или уточненной декларации с занижением суммы налога к уплате планируется предоставить инспекции право запрашивать регистры налогового и бухгалтерского учета, а также проводить иные процедуры контроля, в частности осмотр. Кроме того, если уточненная декларация с уменьшением суммы налога к уплате (с увеличением суммы возмещения) подана по истечении двух лет с даты, установленной для представления декларации за соответствующий период, то налоговый орган будет вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие отраженное изменение сведений.
Помимо этого, до одного месяца планируется увеличить срок, в который проверяемый налогоплательщик вправе подготовить и представить возражения по актам проверки. В настоящее время этот срок согласно п. 6 ст. 100 НК РФ составляет 15 дней.

НДС

Предполагается рассмотреть вопрос об установлении единого порядка применения вычетов по НДС для лиц, реализующих товары (работы, услуги) на территории России, и для экспортеров. Это обусловлено тем, что при экспорте установлена более сложная процедура принятия к вычету сумм налога, которая отвлекает оборотные средства экспортеров на период сбора документов.
В целях обеспечения единообразного толкования норм Налогового кодекса РФ в отношении вычетов НДС по расходам, принимаемым в целях налогообложения по нормативам согласно гл. 25 НК РФ (расходы на рекламу и др.), требуется внести соответствующие изменения в гл. 21 НК РФ.
Кроме того, планируется внести поправки к ст. 148 НК РФ в части определения места реализации ряда телекоммуникационных услуг.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Планируется упростить порядок контроля цен, примененных в операциях с ценными бумагами. В частности, в настоящее время действует положение, согласно которому в целях налогообложения фактическая цена ценной бумаги принимается, только если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, зарегистрированными организатором торговли. Для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), фактическая цена принимается, если она не отклоняется более чем на 20 процентов от расчетной цены. Кроме того, на налогоплательщиков возложена обязанность подтверждения обоснованности примененных цен.
В соответствии с подп. 2 п. 1.2 раздела II Основных направлений это положение сохранится только в отношении контролируемых сделок. В иных случаях цена будет признаваться в целях налогообложения в фактическом размере.
Также предполагается разрешить признавать убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, в уменьшение налоговой базы по основным видам деятельности организации (напомним, что сейчас в соответствии с п. 11 ст. 280 и п. 2 ст. 283 НК РФ данные убытки могут лишь уменьшать прибыль, полученную от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, в течение 10 лет после их получения).
Кроме того, согласно подп. 5 п. 1.2 раздела II Основных направлений предполагается внести изменения в ст. 269 НК РФ в отношении определения предельного размера процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом для целей налога на прибыль. В частности, для упрощения порядка планируется установить соответствующие предельные значения ставок процентов, в рамках которых вся сумма начисленных процентов будет включена в расходы. В отношении долговых обязательств, проценты по которым не превышают это значение, будут ограничены или отменены правила, применяемые к контролируемым сделкам.
Отдельного внимания заслуживает вопрос предоставления льготы новой категории налогоплательщиков – участникам инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области. Прибыль, полученная имеющими указанный статус юрлицами, будет облагаться налогом по нулевой ставке в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в течение 10 лет начиная с того периода, в котором были получены первые доходы. Может быть также предусмотрена возможность снижения по решению органов госвласти субъекта РФ ставки по налогу на прибыль в части, подлежащей перечислению в региональный бюджет.
Помимо этого, планируется установить возможность учета в расходах потерь товарно-материальных запасов, которые организации, осуществляющие розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам, выявляют по результатам инвентаризации и которые не связаны с естественной убылью и не могут быть отнесены на виновных лиц.
В целях упрощения налогового учета и его сближения с бухгалтерским учетом предлагается также:
– уточнить методы списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета данных запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
– предоставить возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
– предоставить возможность принятия к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения указанного имущества;
– предоставить право признания убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
– внести изменения в порядок переоценки в целях налогообложения обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также в учет доходов и расходов в виде суммовых разниц.

НДФЛ

Ряд изменений коснется налогообложения доходов физлиц, полученных от инвестиционной деятельности и от операций с ценными бумагами. Кроме того, планируется изменить порядок предоставления имущественного вычета по расходам на приобретение жилья.
Также предполагается расширить перечень освобождаемых от налогообложения доходов. В частности, в ст. 217 НК РФ будут включены компенсационные выплаты, связанные с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока и иных продуктов, а также оплата стоимости проезда физлиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска на территории России и обратно и провоза их багажа.

ДРУГИЕ ВОПРОСЫ

В отношении страховых взносов предполагается продление до 2016 г. применения тарифа, установленного на 2013 г.
Кроме того, в рассматриваемом документе отражен план повышения акцизов на все виды подакцизных товаров на ближайшие три года.

Рекомендовано аудиторами ООО “Академия успешного бизнеса”