Новые правила налоговых проверок

Федеральный закон от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ внес так называемые антикризисные поправки в Налоговый кодекса РФ. В частности, законодатели внесли изменения в статьи части первой Налогового кодекса РФ, которые касаются налогового администрирования. Теперь права налогоплательщика при проведении налоговых проверок охраняются более тщательно. Действуют они с 1 января 2009 года. В чем суть изменений, об этом в нашем материале.

Уточнены сроки проведения камеральных налоговых проверок

Антикризисные поправки коснулись и сроков проведения камеральной налоговой проверки.
Во-первых, в обновленной редакции пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ четко сказано, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В старой редакции трехмесячный срок отсчитывался со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, прилагаемых к налоговой отчетности. Указанная формулировка позволяла чиновникам считать, что первым днем камеральной проверки является не тот, когда организация или предприниматель предоставили декларацию (расчет), а когда подан последний из необходимых документов. Во всяком случае, такие разъяснения приведены в письме от 13 апреля 2007 г. № 03-02-07/2-69. C 2009 года одной спорной проблемой стало меньше.
Во-вторых, законодатели дополнили статью 88 Налогового кодекса РФ пунктом 9.1. Согласно введенной норме, если до окончания камеральной налоговой проверки компания или предприниматель подают уточненную налоговую декларацию, то ревизия ранее поданной декларации (расчета) прекращается.
И налоговики начинают новую камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации. Другими словами срок, установленный для проведения камеральной проверки, начинает отсчитываться с момента подачи уточненной декларации (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Надо сказать и ранее Минфин России придерживался такого мнения (см. например, письмо от 15 ноября 2007 г. № 03-02-07/1-477).
Обратите внимание: документы (сведения), полученные налоговой инспекцией в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (п. 9.1. ст. 88, п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Другими словами, организация может не предоставлять вместе с уточненной декларацией те документы, которые уже сдавались в налоговую инспекцию с первоначальной декларацией.
Надо сказать, что это важное уточнение. До внесения изменений чиновники соглашались с таким подходом лишь отчасти. Скажем, ФНС России в письме от 7 августа 2008 г. № ШС-6-3/559@ разъясняла: если налогоплательщик представил документы, необходимые для подтверждения экспорта с первичной налоговой декларацией, при представлении уточненной налоговой декларации, документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса РФ, ранее представленные в инспекцию, можно не подавать. Правда, в письме есть оговорка: документы не понадобятся, если изменения и (или) дополнения не вносились в раздел 5 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена» декларации.
При этом чиновники, проводящие камеральную проверку уточненной декларации, вправе получить от налогоплательщика пояснения, в частности, об основаниях непредставления документов (письмо Минфина России от 29 июля 2008 г. № 03-07-15/120).
Теперь новая редакция Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что требовать документы, ранее предоставленные для мероприятий налогового контроля, инспекторы не вправе.

Определены сроки вручения акта налоговой проверки и решения о привлечении к налоговой ответственности

Федеральный закон № 224-ФЗ внес изменения в статью 100 Налогового кодекса РФ. Согласно поправкам Акт налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) должен быть вручен налогоплательщику в течение пяти дней, считая со дня его составления. Ранее в кодексе говорилось только о том, что Акт должен быть вручен компании или ее представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. Соответствующие уточнения внесены в пункт 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
До внесения поправок чиновники Минфина разъясняли, что датой вручения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отправленного по почте заказным письмом, считается шестой день с даты его отправки (см., например, письмо от 23 июля 2008 г. № 03-02-07/1-309).
Проблема заключается в том, что в пункт 13 статьи 101 Налогового кодекса РФ, где сказано, что копия упомянутого решения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения, изменения не внесены. То есть
вопрос о том, какой день считать датой вручения решения налогового органа, отправленного по почте, остается спорным.

И.А. ФЕОКТИСТОВ, налоговый консультант ООО «Академия успешного бизнеса»
Библиотека журнала «Главбух», январь 2009 года