Ошибки в расчете налога на прибыль, выявленные во время аудиторской проверки

Во время аудиторских проверок выявляется довольно много недочетов в учете и налогообложении. В данной статье мы рассмотрим некоторые ошибки, которые были найдены аудиторами ООО «Академия успешного бизнеса» во время проверки расходов, связанных с продажей и эксплуатацией основных средств.

УБЫТОК ОТ РЕАЛИЗАЦИИ АМОРТИЗИРУЕМОГО ИМУЩЕСТВА

Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком. Этот убыток организации вправе включить в состав прочих расходов при расчете налога на прибыль. Об этом говорится в пункте 3 статьи 268 Налогового кодекса РФ.
Однако, делая это единовременно на всю сумму убытка, бухгалтеры ошибаются. Дело в том, что такой убыток следует учитывать равными долями в течение определенного Налоговым кодексом РФ срока. Он определяется в месяцах, чтобы его определить, нужно из срока полезного использования имущества вычесть фактический сроком его эксплуатации до момента реализации (включая месяц, в котором имущество было реализовано).
Как поступить, если при расчете налога на прибыль убыток от реализации амортизируемого имущества учли единовременно? При обнаружении ошибки следует рассчитать недоимку и пени, перечислить их в бюджет и подать уточненную декларацию.

ПРИМЕР

ООО «Мастер» в ноябре 2008 года продало деревообрабатывающий станок за 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб. Остаточная стоимость основного средства на момент его продажи составляла 150 000 руб. Убыток от реализации станка – 50 000 руб. (118 000 руб. – 18 000 руб. – 150 000 руб.). Бухгалтер ООО «Мастер» учел всю эту сумму единовременно при расчете налога на прибыль за 2008 год.
Ошибку обнаружили только 24 марта 2009 года после уплаты налога и подачи декларации. Чтобы исправить ее, бухгалтер сделал следующее:
1. Рассчитал срок, в течение которого убыток можно учесть при налогообложении. Для этого он определил полезный срок использования деревообрабатывающего станка – 60 месяцев и фактический срок эксплуатации основного средства – 40 месяцев. Разница между ними составила оставшийся срок полезного использования станка — 20 месяцев. Следовательно, в декабре 2008 года, организация должна была учесть в составе расходов лишь убыток в сумме 2500 руб. (50 000 руб. : 20 месяцев). Таким образом, ООО «Мастер» неправомерно учло в расходах за 2008 год 47 500 руб. (50 000 руб. – 2500 руб.).

РАСХОДЫ НА РЕМОНТ ИМУЩЕСТВА, АРЕНДОВАННОГО У ГРАЖДАНИНА

Отражая в налоговом учете расходы на ремонт арендованного у предпринимателя или любого физического лица имущества (например, транспортных средств, помещений), бухгалтеры ошибаются. Причем даже в том случае, если в договоре аренды прямо указано, что ремонтные работы должен оплачивать арендатор. Объясним, почему.
В соответствии со статьей 260 Налогового кодекса РФ расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в размере фактических затрат. Данное правило касается и арендованных основных средств. Но только в том случае, если они для собственника признаются амортизируемым имуществом.
Основные средства, предоставленные в аренду физическим лицом, не относятся к амортизируемым. Поэтому расходы на их ремонт учесть по статье 260 кодекса при налогообложении нельзя. Как поступить бухгалтеру?
Перечень затрат, указанный в статье 264 Налогового кодекса РФ открытый. Следовательно, стоимость ремонта можно отразить при налогообложении по основаниям, предусмотренным в подпункте 49 пункта 1 статьи 264, как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

РАСХОДЫ НА РЕМОНТ ЗАСТРАХОВАННОГО ИМУЩЕСТВА

Рассмотрим такую ситуацию. Застрахованный автомобиль (КАСКО) попал в аварию и подлежит ремонту. Стоимость работ по восстановлению машины оплатила страховая компания. Однако перечисленной суммы страховщиками не хватило, и организация доплатила за ремонт еще свои деньги.
Учитывая, что работы по ремонту автомобиля связаны с причинением вреда в результате аварии, включение расходов на ремонт с целью уменьшения налогооблагаемой базы возможно только в части затрат, покрываемых за счет сумм страхового возмещения.
Связано это с тем, все расходы организации должны быть экономически обоснованы (ст. 252 Налогового кодекса РФ). Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Получается, что в случае с застрахованной машиной, денежную оценку ремонтных работ уже произвела страховая компания, и именно она является обоснованной в целях расчета налога на прибыль (см., к примеру, Письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.03.2007 № 19-11/25344). А не вся стоимость ремонтных работ, как зачастую ошибочно полагают бухгалтеры.

УЧЕТ ВОЗВРАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Как правило, данная ошибка встречается при учете возвратной спецодежды, сезонных шин. Переданные на склад материалы нужно рассматривать как возвратные отходы. И на их стоимость уменьшать сумму материальных расходов (п. 6 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР

ОАО «Полимер» в декабре 2008 года установило на автомобиль комплект зимней резины. Его балансовая стоимость составляет 20 000 руб. В соответствии с учетной политикой организации зимние шины списывают после пробега 45 000 км.
По весне шины заменили. Их пробег за время холодного сезона составил 9000 км. Цена возможного использования шин рассчитывается с учетом износа, который определяется пробегом. В данном случае износ составляет 4000 руб. (9000 км : 45 000 км x 20 000 руб.). Цена возможного использования шин составит 16 000 руб. (20 000 — 4000).
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:
при установке зимних шин
Дебет 20 Кредит 10-5
— 20 000 руб. — списана стоимость комплекта зимних шин; при замене зимнего комплекта на летний
Дебет 10-5 Кредит 20
— 16 000 руб. — оприходован комплект зимних шин на склад..
На эту сумму бухгалтер должен уменьшить материальные расходы при расчете налога на прибыль.

Э.С. МИТЮКОВА, к.э.н., генеральный директор ООО «Академия успешного бизнеса»