Учетная политика по бухгалтерскому учету (начало)

Статья подготовлена по материалам семинаров: «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО, НАЛОГОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА», «Подготовка к отчетности Актуальные вопросы исчисления налога на прибыль и НДС» организатор компания ООО «Академия успешного бизнеса». Лектор — Митюкова Э.С., к. э. н., управляющий партнер компании-организатора.

Учетная политика является одним из наиболее важных внутренних документов, в соответствии с которым формируется бухгалтерская и налоговая отчетность организации. Кроме того, этот документ имеет большое значение и для внешних пользователей, а при грамотном использовании позволит уменьшить налоговую нагрузку, а также отстоять свои интересы в суде.
На семинаре были рассмотрены особенности составления учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета в свете последних изменения учетного и налогового законодательства.
Начиная с 2009 г. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н утверждено новое ПБУ 1/2008, регулирующее правила формирования и раскрытия учетной политики организаций (кроме бюджетных и кредитных).

Учетная политика для целей бухгалтерского учета
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Но на практике у бухгалтеров возникает много вопросов, кто именно должен составлять учетную политику, как часто, что в ней отразить?
Порядок формирования и требования, предъявляемые к учетной политике, установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 г. № 60.
В соответствии с данным Положением , при формировании учетной политики, организация по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Кто же составляет учетную политику организации? Митюкова Э.С. пояснила, что согласно пункту 2 Федерального закона от 23.11.1998 г. «О бухгалтерском учете» именно главный бухгалтер несет «ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности».
Однако, с 01.01.2009 вступает в силу новое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н. Митюкова Э.С. рассказала, что в соответствии с новой редакцией ПБУ 1/2008, формировать учетную политику имеет право не только главный бухгалтер, но и иное лицо на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации.
Каждая организация должна формировать учетную политику только один раз, а именно при создании в течение 90 дней с даты регистрации организации, и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете) и применяется последовательно из года в год. Следовательно, организация не должна ежегодно издавать новый приказ об учетной политике.
Митюкова Э.С. обратила внимание слушателей, что если организация имеет филиалы, обособленные подразделения или представительства, учетная политика принимается по организации в целом. То есть она распространяется на все филиалы, обособленные подразделения или представительства, в том числе выделенные на отдельный баланс, независимо от места их нахождения.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ принятая организацией учетная политика может изменяться только в определенных случаях, а именно: при изменении законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года
Кроме того, ПБУ разрешает вносить в учетную политику изменения в следующих случаях:
1) при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Изменение учетной политики считается оправданным, только если применение новых способов позволит более достоверно отражать в бухгалтерском учете и отчетности факты хозяйственной деятельности либо обеспечит снижение трудоемкости учетного процесса без уменьшения степени достоверности информации;
2) при существенном изменении условий деятельности организации. Как правило, такие изменения бывают связаны с реорганизацией предприятия (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием), со сменой собственников, видов деятельности и т.д.
Все изменения в учетную политику оформляются соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации.
Следовательно, при изменении или дополнении учетной политики в отношении отдельных операций нет необходимости переписывать весь приказ об учетной политике.
Изменения, внесенные в учетную политику, вводятся в действие с начала следующего отчетного года. Однако, в соответствии с изменениями, с 1 января 2009 г., организация может «Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения».
Что же это означает? На практике возникают такие обстоятельства, когда необходимо внести изменения в учетную политику в начале или середине текущего года, например: при реорганизации, смене собственника и т.д. В этом случае, при изменении учетной политике необходимо будет оценить в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и движение денежных средств. При существенном характере такого влияния организация обязана будет внести изменения в бухгалтерскую отчетность на начало года, с которого произошли изменения в учетной политике.

Учетная политика организации обычно состоит из нескольких разделов. В обязательном порядке в учетной политике утверждаются следующие пункты.
1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета, рабочий план счетов бухгалтерского учета разрабатывается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Минфином России. При этом рабочий план счетов бухгалтерского учета должен содержать такие синтетические и аналитические счета, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
Очень часто бухгалтера допускают следующую ошибку – они распечатывают типовой План счетов бухгалтерского учета и прикладывают его к учетной политике. Митюкова Э.С. пояснила, что по роду своей деятельности организация может использовать не все счета бухгалтерского учета, а поэтому указывать их в своем рабочем плане счетов нет необходимости.

Пример
Организация занимается оптовой и розничной торговлей, и поэтому может не указывать в рабочем Плане счетов производственные счета (20, 23, 25, 40, 43 и т.д.) И тем более указывать в своей учетной политике порядок ведения этих счетов.

2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете «все первичные учетные документы принимались к учету по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если форма документа не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, этот документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Следовательно, если организация в своей деятельности использует какие-либо первичные документы, унифицированная форма которых законодательством не предусмотрена, то используемые образцы этих документов необходимо привести в качестве приложения к приказу об учетной политике.
С 1 января 2009 г. все организации должны будут указать в учетной политике все виды первичных документов, которые применяются организацией для отражения фактов хозяйственной деятельности, а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было предусмотрено ранее.
Особое внимание Митюкова Э.С. уделила путевым листам, так как на практике именно форма путевых листов вызывает много вопросов. Формы путевых листов, предусмотренные Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, носят обязательный характер только для автотранспортных организаций. Наличие путевых листов обязательно для всех организаций, независимо от их деятельности и формы собственности, так как является документальным подтверждением транспортных расходов и необходимы при списании ГСМ. Митюкова Э.С. порекомендовала слушателям обратить внимание на приказ Минтранса от 18.09.2008 г. № 152, где указано, какие обязательные реквизиты должны быть в путевом листе, и обязательно приложить форму такого путевого листа к учетной политике организации.
Такие же рекомендации содержаться в письме налоговой службы от 7 июля 2008 г. № 20-12/064123.2, где сказано:
«…Формы путевых листов, предусмотренные Постановлением № 78, в обязательном порядке применяются специализированными и автотранспортными организациями.
Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, в которых должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. А именно:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование организации, от имени которой составлен документ;
4) содержание хозяйственной операции;
5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
6) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
7) личные подписи указанных лиц.
Кроме того, самостоятельно разработанная форма путевого листа в обязательном порядке должна содержать также информацию о месте следования автомобиля. Такие данные необходимы при использовании сотрудниками организации личного автомобиля в служебных целях.
Путевой лист, не содержащий в составе реквизитов информации о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
При этом первичные документы составляются так, чтобы можно было судить об обоснованности произведенных расходов на приобретение горюче-смазочных материалов.
Данный порядок не зависит от того, какие автотранспортные средства (собственные или арендованные) использует налогоплательщик в своей производственной деятельности.
Если организация использует самостоятельно разработанную форму путевого листа, она должна быть приведена в учетной политике согласно п. 5 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

3. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации за исключением случаев, когда ее проведение обязательно. Напомним, что проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
3) при смене материально ответственных лиц;
4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
6) при реорганизации или ликвидации организации;
7) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.
При установлении сроков проведения инвентаризации необходимо учитывать, что Методические указания разрешают проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет.

4. Правила документооборота и технология обработки учетной информации.
Данный раздел вызывает много вопросов у бухгалтеров при составлении учетной политике, так как в хозяйственной деятельности организаций используется большое количество первичных учетных документов.
Под документооборотом следует понимать создание внутри организации, а также получение от других организаций документов, принятие их к учету, обработку и передачу в архив.
В данном разделе учетной политики организация утверждает систему документооборота, которая регламентирует следующие вопросы:
1) порядок создания первичных учетных документов;
2) контроль правильности заполнения форм первичных учетных документов;
3) порядок и сроки передачи первичных учетных документов в бухгалтерию;
4) порядок передачи первичных учетных документов в архив.

График документооборота может быть оформлен схемой или перечнем работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием взаимосвязи документов и сроков выполнения работ.
График документооборота позволяет определить общий порядок обработки первичных документов по организации в целом, а в случае наличия у организации структурных подразделений в нем должны быть определены и правила предоставления отчетов этими структурными подразделениями головному офису, а именно:
1) объем бухгалтерской отчетности;
2) в каком виде предоставляется информация (отдельный баланс, свод и т.д.);
3) дата сдачи отчетов и т.д.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, своевременное и качественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Митюкова Э.С. порекомендовала, ознакомить с графиком документооборота под роспись, всех работников, ответсве6нных за составление первичных документов. В этом случае работникам бухгалтерии будет легче организовать контроль за исполнением этого графика.
Так же, в этом разделе необходимо прописать способы и сроки хранения документов. Общий срок хранения составляет по бухгалтерскому учету 5 лет, и начинается со следующего календарного года, после того как создан документ. При этом, необходимо помнить, что отдельные документы хранятся дольше, например трудовые договора, лицевые счета и т.д. Поэтому при установлении сроков хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности необходимо учитывать сроки, установленные правилами организации государственного архивного дела.
Что касается способов хранения, то в настоящее время хранение первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета может осуществляться как на бумажных носителях, так и в электронном виде, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Что же это означает? Ответ на этот вопрос мы найдем в письме Минфина РФ от 24.07.2008 № 03-02-07/1-314, в нем сказано, что:
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
В соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
Статьей 314 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено ведение регистров налогового учета в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При хранении указанных регистров должна быть обеспечена их защита от несанкционированных исправлений.
Учитывая изложенное, полагаем, что хранение первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета может осуществляться в электронном виде, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом их хранение на машинных носителях информации следует осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» с применением электронной цифровой подписи, равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе информации».
Следовательно, в учетной политике, необходимо указать каким способом организация будет осуществлять хранение первичных учетных документов.
График документооборота может оформляться либо как приложение к учетной политике, либо как самостоятельный документ.

5. Методы оценки видов имущества и обязательств.
В данном разделе приводятся способы ведения бухгалтерского учета, принятые организацией и подлежащие раскрытию в учетной политике, а именно:
1) способы амортизации ОС и НМА;
2) способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
3) способ признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;
4) другие существенные способы ведения бухгалтерского учета.
При этом существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации (п. 17 ПБУ 1/2008).

В ходе семинара Митюкова Э.С. остановилась на основных элементах, так как в бухгалтерском учете существенных изменений не произошло.

Основные средства
Учет основных средств ведется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденным Приказом Минфина России от 03.03.2001 № 26н.
Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), активы, принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия:
1) объект приобретен для того, чтобы использоваться в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг), а также для управленческих нужд организации либо предназначен для сдачи за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
2) имущество будет использовано в течение длительного времени, то есть срока, продолжительность которого превышает 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

При разработке учетной политики в ней необходимо указать: избранный способ начисления амортизации, сроки полезного использования, а так же где будут учитываться активы, стоимостью до 20 000 руб. (или иного лимита, установленного организацией).
В бухгалтерском учете способы начисления амортизации указаны в п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н:
1) линейный;
2) уменьшаемого остатка;
3) списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Что касается «малоценных» основных средств, то согласно п. 5 ПБУ 6/01: «Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 настоящего Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением».

Следовательно, в учетной политике в обязательном порядке необходимо установить лимит «малоценных» ОС, и указать на каком балансовом счету они будут учитываться (счет 10 или 01).
Если организация примет решение учитывать активы, стоимостью не более 20 000 руб. на балансовом счете 01 «Основные средства», то их стоимость будет погашаться через амортизацию в течении установленного срока полезного использования.
Если «малоценные» активы будут учитываться на счете 10 «Материалы», то списать их стоимость на затраты можно в момент передачи их в эксплуатацию.

Так же, в учетной политике необходимо указать, каким способом будут устанавливаться сроки полезного использования ОС.
.В бухгалтерском учете срок полезного использования определяется организацией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету.
Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», определение срока полезного использования объекта ОС производится исходя из:
1) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
2) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
3) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды) (п. 20 ПБУ 6/01).
Таким образом, в бухгалтерском учете срок полезного использования объектов ОС определяется организацией самостоятельно, а в налоговом — исходя из положений ст. 258 НК РФ и Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1.

Нематериальные активы
Учет НМА регулируется ПБУ 14/2007, утвержденного приказом Минфина РФ.
В учетной политике необходимо отразить сроки полезного использования НМА, это могут быть:
1) срок действия патента, свидетельства и других ограничений;
2) ожидаемый срок использования НМА;
3) срок, установленный исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ.
В том случае, если по НМА не возможно определить срок полезного использования, то нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет, но не более срока деятельности организации.

Метод начисления амортизации также является элементом учетной политике. Согласно п. 15 ПБУ 14/2007 амортизация по НМА может начисляться одним из следующих способов:
1) линейный метод;
2) метод уменьшаемого остатка;
3) пропорционально объему продукции или работ.
Кроме того, начислять амортизацию по НМА активам можно путем накопления сумм амортизации на отдельном счете 05 «Амортизация НМА» либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта с кредита счета 04 «Нематериальные активы».

Материально-производственные запасы.
Согласно п. 2 ПБУ 5/01, к материально-производственным запасам относятся активы:
1) используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
2) предназначенные для продажи;
3) используемые для управленческих нужд организации.
Так же, частью материально-производственных запасов является готовая продукция (конечный результат производственного цикла) и товары, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц, и предназначенные для дальнейшей продажи.
В учетной политике отражается информация о группах материально-производственных запасов, способе их оценки при поступлении и выбытии, а также использовании счетов 15 и 16.
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:
1) по себестоимости каждой единицы;
2) по средней себестоимости;
3) по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).
Митюкова Э.С. напомнила, что с 1 января 2008 г., изменениями, внесенными в ПБУ 5/01 Приказом Минфина РФ от 26.03.2007 г. № 26н. был исключен метод оценки МПЗ по себестоимости последних по времени приобретений (метод ЛИФО) нельзя.
Готовая продукция на складе (или иных местах хранения) может учитываться по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением (по фактической производственной себестоимости), по нормативной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции или прямым статьям затрат.
Те организации, которые осуществляют розничную или оптовую торговлю, должны указать в учетной политике способ учета приобретенных товаров.
На основании п. 13 ПБУ 5/01 существует два таких способа:
1) по стоимости приобретения товаров;
2) по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
А так же отразить учет затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу. Они могут учитываться либо в стоимости товаров, либо в составе расходов на продажу (счет 44).
Если организация занимается производственной деятельностью, то в учетной политике необходимо выбрать способ оценки остатков незавершенного производства. Согласно п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации эта оценка может проводиться:
1) по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
2) по прямым статьям затрат;
3) по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Финансовые вложения
В отношении финансовых вложений в учетной политике необходимо отразить:
1) что является единицей бухгалтерского учета финансовых вложений (серия, партия, однородная совокупность финансовых вложений) (п. 5 ПБУ 19/02);
2) порядок признания затрат, связанных с приобретением ценных бумаг в зависимости от их существенности (п. 11 ПБУ 19/02);
3) периодичность оценки финансовых вложений, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость — ежемесячно или ежеквартально;
4) доводятся или нет до номинала приобретаемые долговые ценные бумаги, по которым не определяется рыночная стоимость, в течение срока их обращения (п. 22 ПБУ 19/02);
5) осуществляет или нет расчет оценки долговых ценных бумаг и займов по дисконтированной стоимости (п. 23 ПБУ 19/02);
6) порядок оценки при выбытии финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость (по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений, по средней первоначальной стоимости или по способу ФИФО);
7) в какие сроки будет проводиться проверка на обесценение финансовых вложений (один раз в год по состоянию на 31 декабря отчетного года или один раз в квартал по состоянию на дату составления промежуточной бухгалтерской отчетности).

Учет кредитов и займов
Учет кредитов и займов и затрат на их обслуживание установлен в ПБУ 15/2008.
Учетная политика должна обеспечить получение следующей информации, касающейся заемных средств, а именно:
1) осуществляется или нет перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную задолженность;
2) виды дополнительных затрат и порядок их списания:
а) списание в состав прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они произведены,
б) отражение в составе дебиторской задолженности с последующим списанием в течение срока погашения в состав прочих расходов;
3) порядок отражения процентов, дисконта по причитающимся к оплате векселям, облигациями иным обязательствам:
а) в составе прочих расходов,
б) в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным отнесением на прочие расходы;
4) порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.

Коротко остановилась Митюкова Э.С. и на последних изменениях, внесенных в ПБУ 15/2008 «Учет займом и кредитов и затрат по их обслуживанию» . Она рассказала слушателям, что ранее задолженность по полученным кредитам и займам в бухгалтерской отчетности показывалась с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договора (п.17 ПБУ 15/2008). То есть, учитывать сумму основного долга и начисленные проценты можно было на одном счете (66). А вот с 1 января 2009 г. расходы по займам отражаются обособленно от основной суммы долга, и, следовательно, в рабочем плане счетов необходимо выделить отдельный субсчет.
Изменения коснулись и порядка начисления процентов, ранее проценты относились на расходы согласно условиям договора. (раз в квартал, месяц, по окончании действия договора и т.д.) В ПБУ 15/2008 конкретно указано, что сумма причитающихся к уплате процентов должна отражаться в бухгалтерской отчетности равномерно (ежемесячно), не зависимо от условий договора.