Покупка автомобиля скорой помощи

Прежде чем приобрести еще одну машину “скорой помощи”, организация должна рассчитать, как покупка отразится на ее финансовом состоянии. И не только в части стоимости автомобиля, но и налогов, которые придется заплатить. Расскажем о них подробнее.

“ВХОДНОЙ” НДС ПО АВТОМОБИЛЮ

Организация не сможет принять его к вычету, даже если является плательщиком НДС. Ведь услуги скорой медицинской помощи на облагаются этим налогом. Основание – пп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ.
Поэтому “входной” НДС по автомобилю нужно включить в его первоначальную стоимость (и в бухгалтерском, и в налоговом учете).
Другое дело, если организация НДС не платит (например, применяет “упрощенку”). В этом случае “входной” налог она сможет включить в расходы, если, конечно, объект налогообложения – “доходы за минусом расходов”.
Такое право ей дает пп. 8 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ (ЕДИНЫЙ НАЛОГ)

Порядок списания стоимости автомобиля на расходы зависит от того, какой режим налогообложения выбрала организация.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАТИТ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В этом случае машину можно списывать на расходы через амортизацию, применяя линейный или нелинейный метод (ст. 259 Налогового кодекса РФ).
Делая выбор, бухгалтер должен определить, что выгоднее: снизить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу. Так, применение линейного метода позволит упростить учет, а нелинейного – заплатить меньше денег в бюджет.
Какой срок полезного использования установлен для машин “скорой помощи”? Три – пять лет. За такой период, согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1, организация сможет списать стоимость автомобиля на расходы.
Правда, не забудьте, что для легковых автомобилей стоимостью свыше 300 000 руб. в налоговом учете применяется понижающий коэффициент амортизации – 0,5 (п. 9 ст. 259 Налогового кодекса РФ). Раньше, чтобы сблизить данные налогового и бухгалтерского учета, организации можно было порекомендовать установить в бухучете для таких автомобилей более длительный срок полезного использования (это право дает п. 20 ПБУ 6/01 “Учет основных средств”, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н). Однако с нового года это не выход. Ведь теперь в налоговом учете организации могут единовременно списать на расходы до 10 процентов стоимости приобретенного основного средства, введенного в эксплуатацию (п. 1.1 ст. 259 Налогового кодекса РФ), что не предусматривают правила бухучета.

Примечание. Внимание: придется применить ПБУ 18/02
Поскольку в налоговом учете организация сможет сразу самортизировать до 10 процентов стоимости приобретенного основного средства, а в бухучете – нет, то в этом случае в бухгалтерском учете возникает налогооблагаемая временная разница, которая будет формировать отложенное налоговое обязательство.
Правда, нормы ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль” могут не применять малые предприятия, указав это в учетной политике.

Пример. Медицинская клиника “Ваш доктор” в ноябре 2005 г. приобрела автомобиль “скорой помощи” за 708 000 руб. (в том числе НДС – 108 000 руб.). В этом же месяце организация начала его эксплуатировать. Бухгалтер установил, что срок полезного использования машины – 4 года, амортизация начисляется линейным методом (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете).
Начиная с декабря бухгалтер начал списывать амортизацию на расходы. В целях бухучета она ежемесячно будет составлять 12 500 руб. ((708 000 руб. – 108 000 руб.) : 4 года : 12 мес.).
В налоговом учете на расходы будет сразу списано 60 000 руб. ((708 000 руб. – 108 000 руб.) x 10%). А затем ежемесячно амортизация будет начисляться в размере 5625 руб. ((708 000 руб. – 108 000 руб. – 60 000 руб.) : 4 года : 12 мес. x 0,5).

А если организация купила уже подержанный автомобиль? В этом случае его тоже можно амортизировать. Вот только срок полезного использования нужно установить не только на основании техпаспорта и письма поставщика о сроке эксплуатации машины, но и его учетных документов (инвентарной карточки, акта на списание основных средств и т.д.).
Таково требование налоговиков. В частности, оно указано в Письме УМНС России по г. Москве от 22 сентября 2004 г. N 26-12/61646.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЯЕТ “УПРОЩЕНКУ”

Если она платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то сможет учесть стоимость автомобиля в расходах в момент ввода его в эксплуатацию. Такое право ей дает пп. 1 п. 1 и пп. 1 п. 3 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.
Однако если организация единый налог платит с полученных доходов, списать автомобиль “скорой помощи” на расходы не удастся. В этом случае его стоимость нужно будет покрыть за счет собственных средств.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

До 2006 г. с машины “скорой помощи” организация могла не платить налог на имущество. Поскольку п. 7 ст. 381 Налогового кодекса РФ устанавливал льготу для основных средств, используемых в здравоохранении. Однако теперь она не будет действовать. И подобное имущество будет облагаться налогом на общих основаниях (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ).

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

А вот транспортный налог платить придется, причем даже если организация применяет упрощенную систему налогообложения. Так как в соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ спецрежим не дает права на освобождение от транспортного налога. Да и машины “скорой помощи” не перечислены в перечне средств, на которые распространяется льгота. Напомним, этот перечень указан в п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ.

“Главбух”. Приложение “Учет в медицине”, 2005, N 4

Э.С.Митюкова, к. э. н., генеральный директор ООО “Академия успешного бизнеса”