Уточненная налоговая декларация: все основные нюансы

Нередко в представленных декларациях организации обнаруживают ошибки, в связи с чем возникает необходимость уточнить налоговую базу. В результате итоговая сумма налога по декларации может подлежать как доплате, так и возврату из бюджета. Налог на прибыль не исключение. Проанализируем особенности подачи уточненных деклараций организациями, в состав которых не входят обособленные подразделения.

Общие правила предоставления «уточненок»

Общие правила представления уточненных налоговых деклараций изложены в ст. 81 «Внесение изменений в налоговую декларацию» части первой Налогового кодекса РФ.

Итак, подать в налоговый орган уточненную декларацию налогоплательщик должен в том случае, если обнаружит в ранее представленной декларации факты неотражения сведений, неполноту отражения сведений, ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Допустим, налогоплательщик самостоятельно выявил в сданной в налоговый орган декларации недостоверные сведения, а также ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Тогда он имеет право внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить уточненную декларацию. В такой ситуации уточненная налоговая декларация, представленная после истечения срока, установленного Кодексом для подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Посмотрим, когда (относительно срока сдачи отчетности, установленного в Налоговом кодексе) уточненная налоговая декларация считается представленной в налоговый орган и какие меры налоговой ответственности предусмотрены в Налоговом кодексе (см. таблицу).

Таблица.

Сроки подачи уточненных деклараций и соответствующие меры ответственности

Момент представления           Норма Налогового              Ответственность в соответствии
уточненной налоговой            кодекса                                 с Налоговым кодексом
декларации в налоговый
орган

До истечения срока подачи       Декларация считается                            Не предусмотрена
налоговой декларации               представленной в день подачи
уточненной декларации
(п. 2 ст. 81)

По истечении срока,                   Уточненная налоговая декларация        Декларация не
установленного для                     представлена, так как в ранее                считается
подачи декларации                      сданной декларации выявлены              представленной
недостоверные сведения и ошибки,      с нарушением
не приводящие к занижению                 срока
суммы налога, подлежащей уплате
(п. 1 ст. 81)

По истечении срока                    Уточненная налоговая декларация          Налогоплательщик
подачи налоговой                       была представлена до момента,               освобождается от
декларации, но до                       когда налогоплательщик узнал                ответственности
истечения срока                          об обнаружении налоговым органом      (в иных случаях
уплаты налога                             факта неотражения или неполноты        – не освобождается)
отражения сведений в налоговой
декларации, а также ошибок,
приводящих к занижению подлежащей
уплате суммы налога, либо о назначении
выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81)

По истечении срока        Уточненная налоговая декларация                    Налогоплательщик подачи налоговой           представлена до момента, когда                         освобождается
декларации и по             налогоплательщик узнал об обнаружении         от ответственности
истечении срока             налоговым органом неотражения или                при условии, что до
уплаты налога                 неполноты отражения сведений                         представления
в налоговой декларации, а также ошибок,        уточненной
приводящих к занижению подлежащей            налоговой
уплате суммы налога, либо о назначении         декларации он
выездной налоговой проверки по данному       уплатил
налогу за данный период (п. 4 ст. 81)               недостающую
сумму налога и с
соответствующие
ей пени (в иных
случаях – не
освобождается)

Уточненная налоговая декларация   Налогоплательщик освобождается
представляется после проведения         от ответственности, если по
выездной налоговой проверки за           результатам проверки не
соответствующий налоговый период    были обнаружены факты
(п. 4 ст. 81)                                                неотражения или неполноты
отражения сведений в
налоговой декларации, а также
ошибки, приводящие к
занижению подлежащей
уплате суммы налога

Уточненную налоговую декларацию налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту его учета. Уточненная налоговая декларация (расчет) сдается в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся изменения.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Причем налоговые агенты в общих случаях имеют те же права, что и налогоплательщики.

Если налоговый агент в расчете, представленном в налоговый орган, выявит факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в аналогичном порядке.

Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только о тех налогоплательщиках, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

Нормы п. п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ, предусматривающие освобождение от ответственности, применяются и в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

Специальные положения по представлению уточненных деклараций по налогу на прибыль определены в Приказе Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения”.

На основании пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ налоговые органы имеют право проводить повторные выездные проверки, если налогоплательщик представит уточненную декларацию на уменьшение (возврат) налога на прибыль. Возможно ли в связи с этим применение штрафных санкций, если в результате повторной выездной проверки будут выявлены ошибки в представленной уточненной декларации на уменьшение (возврат) налога?

Минфин России в Письме от 7 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-308 указал, что в соответствии с пунктом 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Таким образом, чиновники разъяснили, что штрафные санкции возможны, когда необнаружение факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. В момент проведения первоначальной выездной проверки уточненной налоговой декларации не существовало, а значит, и применять правила пункту 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ некорректно.

Налоговый агент, обнаружив в поданном в налоговый орган расчете факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога на прибыль, подлежащего перечислению, обязан внести изменения и представить уточненный расчет. На титульном листе (листе 01) уточненного расчета производится отметка по реквизиту “По месту нахождения налогового агента”.

Рекомендуем налогоплательщикам уточненную декларацию по налогу на прибыль направлять в налоговый орган с сопроводительным письмом, в котором кратко изложить причины ее подачи и указать отклонения в показателях по сравнению с предыдущей. Это позволит решить вопросы, возникающие у налогового органа на этапе камеральной проверки.

Вопрос выявления ошибок в исчислении налоговой базы

Вопрос представления уточненных деклараций по налогу на прибыль в случае выявления ошибок в исчислении налоговой базы достаточно интересен и непрост. Если проанализировать нормы главы 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ, то и в статье 250 “Внереализационные доходы”, и в статье 265 “Внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам” мы увидим положения о том, что доходы (расходы, убытки) прошлых налоговых периодов включаются в налоговую базу текущего периода.

Подобные ситуации весьма распространены. Например, организация в апреле 2009 г. получает счет за услуги связи за ноябрь 2008 г., датированный декабрем 2008 г. Казалось бы, почему не учесть данную сумму в момент получения документа – в апреле 2009 г. на основании статьи 265 Налогового кодекса РФ. Однако следует отметить, что основой для принятия решения о моменте отражения указанных операций в регистрах налогового учета является дата составления подтверждающего документа. Поэтому в рассматриваемой ситуации указанный расход по услугам связи организация обязана признать в декабре 2008 г.

Дело в том, что нормы статей 250 и 265 Налогового кодекса РФ нужно применять с учетом положений части первой Налогового кодекса. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ). Поэтому ошибки в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым периодам и выявленные в текущем налоговом (отчетном) периоде, приводят к необходимости перерасчета налоговой базы за предыдущие налоговые (отчетные) периоды и представления в налоговые органы уточненной декларации по налогу на прибыль организаций.

В приведенном примере организация должна подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2008 г. и учесть указанные расходы на услуги связи. Эта декларация является декларацией не “к доплате”, а “к уменьшению”, и организация может решить, что подача декларации – право, а не обязанность. В этом случае вполне резонно возникнет вопрос об обоснованности признания в 2009 г. расходов по услугам связи, которые не относятся к данному налоговому периоду. Следовательно, налоговый орган при проверке может исключить указанную сумму из расходов 2009 г.

Аналогичная ситуация, когда организация решит уточнить суммы налогов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (налог на имущество, земельный налог, единый социальный налог).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством РФ, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса РФ.

В пунктах 4, 19 и 33 статьи 270 Налогового кодекса РФ определено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы в виде:

– суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
– сумм налогов, предъявленных в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Кодексом;
– сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подпункте 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Датой осуществления прочих расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов). Об этом говорится в статьей 272 Налогового кодекса РФ.

Если налогоплательщик уточняет, например, сумму налога на имущество за 2008 г., корректировка влечет изменение величины налоговой базы по налогу на прибыль. В подобной ситуации с учетом положений статьи 54 Налогового кодекса РФ нужно представить в налоговый орган не только уточненную декларацию по налогу на имущество, но и уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2008 г.

Юридическое лицо реорганизуется путем присоединения к другому юридическому лицу. Каков порядок представления уточненной декларации по налогу на прибыль реорганизованной организацией за налоговый период до реорганизации?

Напомним, что в статье 57 Гражданского кодекса РФ предусмотрено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Присоединение – форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При присоединении прекращает существование присоединяемое юридическое лицо (или несколько лиц), а лицо, к которому присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает права и обязанности присоединяемого лица (лиц).

На основании статьи 58 Гражданского кодекса РФ правопреемство при присоединении происходит посредством составления передаточного акта. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Таким образом, при присоединении права и обязанности присоединяемой организации переходят к другой организации в день, когда вносится запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенной организации.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Основание – пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 ст. 55 Налогового кодекса РФ).

Если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период от начала этого года до дня завершения реорганизации. Допустим, организация, созданная после начала календарного года, реорганизована до конца этого же года. Тогда налоговый период для нее – период со дня создания до дня реорганизации.

Итак, последней представляемой в налоговый орган декларацией по налогу на прибыль для реорганизованной организации, присоединяемой к другому юридическому лицу, является декларация, составленная нарастающим итогом за период с начала года по день завершения реорганизации.

В статье 50 Налогового кодекса РФ указано, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном этой статьей. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, знал ли правопреемник (правопреемники) до завершения реорганизации о фактах и (или) обстоятельствах неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей.

Вопрос занижения суммы налога

Предположим, правопреемник выявит в декларации по налогу на прибыль, представленной присоединенной организацией, факты неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибки, приводящие к занижению (завышению) суммы налога, подлежащей уплате. Учитывая нормы статей 54 и 81 Налогового кодекса РФ, правопреемник обязан (вправе) внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию присоединенной организации за указанный период и произвести перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения ошибки, представив уточненную декларацию по этой организации в налоговый орган по месту ее учета до момента реорганизации.

От имени кого и в какой налоговый орган организация-правопреемник должна представить уточненные налоговые декларации?

Минфин России в Письме от 15 марта 2007 г. № 03-02-07/1-128 разъяснил следующее. Организация – правопреемник присоединенного юридического лица обнаружила неотражение или неполное отражение сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога, в декларациях по налогу на прибыль, которые были поданы присоединенным юридическим лицом до его реорганизации. В этом случае правопреемник обязан внести изменения в эти декларации и представить от своего имени уточненные налоговые декларации. Поскольку согласно пункту 5 статьи 81 Налогового кодекса РФ уточненную декларацию организация представляет в налоговый орган по месту учета, Минфин России сделал вывод, что указанные уточненные декларации должны представляться в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника. С этой точкой зрения согласились и налоговики (письма ФНС России от 18 июля 2008 г. № 3-2-14/10, УФНС России по г. Москве от 25 июля 2008 г. № 09-14/060023).

На основании пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату). Кроме того, он обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде – при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Обратите внимание на Письма Минфина России от 6 марта 2008 г. № 03-02-07/1-86 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192@ “О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)”, которые было выпущено в связи с поступающими запросами о порядке приема уточненных деклараций (расчетов) за периоды, по которым истек срок исковой давности.

В Письме № ЧД-6-25/1192@ сказано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации (расчета).

Положениями статьи 81 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации (расчеты) и это право не ограничено сроком.

Таким образом, в случае представления в текущем году налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, налоговый орган не вправе ему отказать в принятии такой декларации (расчета).

В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса РФ налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Следовательно, проведение контрольных мероприятий с истребованием документов в отношении поданной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, не представляется возможным.

Согласно положениям статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в установленном указанном статьей порядке. При этом заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) к уменьшению за период, который в соответствии со статьей 87 Налогового кодекса РФ не может быть охвачен камеральной налоговой проверкой, а также в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ, возможно возникновение коллизии норм статей 78 и 87 Налогового кодекса РФ, в части применения установленных ими сроков. С одной стороны, не представляется возможным проведение полноценных контрольных мероприятий в отношении поданной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета), с другой – срок подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога может еще не истечь.

На основании изложенного налоговый орган обязан принять данную уточненную налоговую декларацию (расчет), а поданное налогоплательщиком заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть рассмотрено с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов, с последующим вынесением решения в соответствии с нормами статей 78 и 87 Налогового кодекса РФ.

Ф.Н. Филина, налоговый консультант ООО «Академия успешного бизнеса»
Журнал «РОСБУХ», январь 2009 года