Дисконтные карты в подарок: особенности учета

Многие компании предоставляют своим покупателям дисконтные карты. По ним можно получить скидки при покупке товаров. Карты бывают разного типа: накопительные или обычные, которые дают право на фиксированную скидку. Карты распространяются разными способами. Иногда их продают, но чаще дарят при выполнении определенных условий. Учет карт, розданных бесплатно, вызывает массу вопросов у бухгалтера. Об этом в нашем материале.

Юридические аспекты

Прежде чем рассказывать о том, как отражать в бухгалтерском и налоговом учете операции по бесплатной раздаче карт, нужно понять их юридическую природу. Начнем с того, что передача карт не носит безвозмездный характер, поскольку такая карта выдается только при условии совершения покупателем покупки на определенную сумму. Между тем, согласно пункту 2 статьи 423 Гражданского кодекса РФ безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Дисконтную карту следует рассматривать как обязательство продавца в том, что он гарантирует держателю карты скидки в будущем. При этом, несмотря на появление у клиента потенциального права сэкономить при последующих покупках, величину такой экономии нельзя оценить, потому что невозможно заранее предсказать их количество и стоимость. Соответственно сумма скидок в виде предоставленной возможности не оплачивать полностью совершенную покупку, тоже неизвестна. Поэтому рассматривать данную операцию как дарение нельзя.
Дисконтные карты – это документы, которые сами по себе не несут никакой экономической нагрузки. То есть рассматривать их отдельно от прав, которые они подтверждают, нельзя. Получается, что дисконтные карты в случае бесплатной передачи при выполнении определенных условий, не могут рассматриваться как отдельная вещь.
Дисконтная карта, по сути, это договор между продавцом и покупателем.

Бухгалтерский учет

Поскольку передача осуществляется без взимания платы, то по мере выдачи карт покупателям их себестоимость списывается на счет учета коммерческих расходов организации (счет 44 «Расходы на продажу»). При этом организуется забалансовый (либо оперативный) учет карт для контроля над фактическим наличием и движением. То есть делаются следующие бухгалтерские записи:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10
– стоимость дисконтных карт списана при выдаче клиентам в состав расходов на продажу;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 44
– стоимость выданных дисконтных карт учтена в составе себестоимости продаж соответствующего периода;

ДЕБЕТ Забалансового счета учета дисконтных карт (выбирается самостоятельно)
– учтена стоимость действующих карт, переданных клиентам

Налоги

В налоговом учете фактические затраты на выпуск карт учитываются в как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Подобного мнения придерживается и Минфин в письме от 13 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/84. Применение дисконтных карт связано с реализацией товара покупателям, являющимся их владельцами, по ценам с учетом скидок. То есть затраты на изготовление карт признаются обоснованными, поскольку они произведены для осуществления деятельности, направленной на увеличение сбыта продукции, а следовательно, и получение дохода. Чиновники ведут речь о ситуации, когда карты передаются в собственность покупателя. Однако, по нашему мнению, для признания расходов этот факт значения не имеет в силу статуса карты (как документа).
Теперь что касается НДС. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Однако мы определились, что передача дисконтных карт не может рассматриваться как безвозмездная и как реализация вообще. То есть объекта налогообложения по НДС не возникает. Действительно, вместе с картой передаются права на получение скидки, но эти права оплачены покупателем в цене покупки.
Разъяснения чиновников и арбитражная практика по данному вопросу отсутствуют. Однако можно предположить, что налоговые органы не согласятся с такой трактовкой законодательства. То есть все же будут рассматривать подарок дисконтной карты как передачу ее на безвозмездной основе со всеми вытекающими налоговыми последствиями. Правда, в этом случае придется определять рыночную стоимость карты, что в отношении такого «товара» практически невозможно. Четко определяемой является только себестоимость карты. Однако если такие же карты в ином случае продавались покупателям, не исключено, что налоговые органы в качестве рыночной цены будут рассматривать цену продажи карты.
Здесь также можно обратить внимание вот на какой факт (это может стать аргументом в случае претензий налоговой инспекции, если она признает передачу карт реализацией на безвозмездной основе и если остальные аргументы не возымеют действия). Фактически при передаче карты происходит передача имущественных прав на получение скидки в будущем, что является объектом налогообложения. Но безвозмездная передача имущественных прав, строго говоря, не приравнивается 146 Налогового кодекса РФ к реализации (как это имеет место в случае с товарами, работами, услугами).

И.А. Толмачёв, налоговый консультант ООО «Академия успешного бизнеса»