Убытки и ликвидация организации вследствие кризиса

К сожалению, некоторые организации не выдерживают кризисных коллизий. Результат: убытки. А иногда — банкротство организации. Как отразить при налогообложении убытки от продажи активов? Можно ли будет учесть убытки компании в будущих периодах, когда фирма снова будет «на коне»? Давайте разберемся.

УБЫТКИ ОТ ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА

Начнем с продажи амортизируемого имущества. Если организация продает амортизируемое имущество по цене ниже его остаточной стоимости (с учетом расходов, связанных с реализацией), то полученный убыток она вправе учесть при налогообложении прибыли.
Сумму убытка нужно признавать в составе прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК).
Далее рассмотрим ситуацию, когда организация с убытком продает земельный участок. Отражая финансовый результат для целей налогообложения, она должна учитывать порядок, установленный ст. 264.1 НК.
Согласно этой статье убыток, полученный при реализации права на земельный участок, организация должна включить в состав прочих расходов.
Сумму убытка можно учитывать равными долями в течение периода, который организация установила для списания расходов в учетной политике. Продолжительность этого периода рассчитывается, как разница между сроком, установленным для списания расходов на приобретение права на земельный участок, и сроком фактического владения этим участком.
Сумму убытка от реализации права на земельный участок, не списанную в текущем году, можно перенести на будущее, исключив ее из налоговой базы в следующих налоговых периодах.

УБЫТКИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Глава 25 НК разрешает учитывать убытки, полученные организациями. Но сделать это можно только в последующих налоговых периодах, когда величина налоговой базы будет положительная. Тогда на сумму убытка (или на часть этой суммы) вы уменьшите свою налоговую базу (п. 1 ст. 283 НК).
Для переноса на будущее убытков предыдущих периодов действуют следующие правила:
— убыток может быть перенесен не более чем на 10 лет;
— убытки погашаются в порядке очередности их получения.
Обратите внимание! На погашение некоторых убытков можно направить только прибыль по определенной деятельности организации. В частности, убыток:
— от деятельности обслуживающих производств и хозяйств можно покрыть только за счет прибыли, полученной от деятельности указанных производств и хозяйств;
— по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, можно покрыть только за счет прибыли от операций с такими ценными бумагами;
— по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, можно покрыть только за счет прибыли от операций с такими ценными бумагами;
— убыток по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, можно покрыть только за счет прибыли от названных операций.
Документы, подтверждающие объем понесенного убытка, хранят в течение всего срока, пока организация будет уменьшать прибыль на сумму этого убытка. После того как вся сумма убытка будет погашена, документы, подтверждающие его формирование, хранят еще в течение четырех лет.
Имейте в виду! Нельзя путать убытки, переносимые на будущее, с убытками прошлых налоговых периодов, выявленными в текущем отчетном (налоговом) периоде. Последние включают в состав внереализационных расходов. Переносу на будущее они не подлежат.
К убыткам прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде, относят:
— убыток из-за возврата бракованной продукции, понесенный в следующем после реализации году;
— имущество, поступившее по неотфактурованной поставке (расчетные документы поступили в следующем году);
— потери и недостачи, выявленные в результате инвентаризации, и т. п.

Как учесть убытки при присоединении компаний. Поглощение убыточных компаний зачастую происходит в процессе их присоединения к более крупным организациям. Такая операция соответствует нормам законодательства и регламентируется ст. 57 ГК. Однако, если в результате реорганизации у предприятий возникает налоговая экономия, как, например, при присоединении убыточной фирмы, эта сделка может привлечь внимание налоговых инспекторов. Тогда организациям придется доказывать ее экономический смысл.
Дело в том, что такая операция позволяет учесть при налогообложении сумму убытка, накопленного у присоединившейся организации. Основание — п. 5 ст. 283 НК: организация-правопреемник вправе уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на сумму убытков, полученных присоединившимися к ней компаниями до момента реорганизации.
Правда, правопреемнику не удастся вычесть убыток из прибыли того года, в котором эта реорганизация произошла. Дело в том, что п. 2 ст. 283 позволяет уменьшать прибыль таким образом лишь с календарного года, который следует за налоговым периодом, в котором получен убыток. Поэтому, если присоединение произошло в 2009 г., правопреемник сможет исключить убыток присоединившейся организации из прибыли только 2010 г.
Также при присоединении реорганизованная фирма имеет право включать в состав расходов стоимость имущества, прав и обязательств, полученных в порядке правопреемства.
Вдобавок к этому, если у присоединившейся организации есть значительная сумма НДС к возмещению из бюджета, такая схема позволяет снизить сумму уплаты начисленного налога, у правопреемника. И, наконец, при реорганизации нет основания восстанавливать входной НДС. Об этом говорится в п. 8 ст. 162.1 и п. 3 ст. 170 НК.

Как защититься от налоговых претензий. Основная задача — обеспечить юридическую чистоту схемы, т.е. соблюсти все процедуры реорганизации.
Вопрос реорганизации компании должны обсудить на общем собрании участников (акционеров). При этом той организации, которая присоединяет к себе убыточную фирму, важно подчеркнуть в протоколе, что присоединение направлено на получение экономической выгоды в будущей деятельности компании.
Далее фирмы должны заключить договор о присоединении и утвердить его на общем собрании учредителей каждой из организаций. Так, общество с ограниченной ответственностью можно реорганизовать лишь по единогласному решению общего собрания его участников (п. 8 ст. 37 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). А за решение о реорганизации акционерного общества должно проголосовать не менее 3/4 его акционеров (п. 4 ст. 49 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Участники присоединяемой организации помимо договора должны утвердить и передаточный акт. Его составляют в произвольной форме. В документе указывают, что все имущество, права и обязанности присоединяемой организации переходят к присоединяющему юридическому лицу. Кроме того, там либо отражают стоимость передаваемого имущества, либо дают ссылку на баланс присоединяемой организации.
После утверждения договора реорганизуемые компании должны провести совместное общее собрание и утвердить на нем изменения и дополнения в устав, избрать руководителей и определить размеры долей в уставном капитале.
О реорганизации следует письменно уведомить кредиторов (ст. 60 ГК) и налоговую инспекцию (п. 2 ст. 23 НК). А если суммарная балансовая стоимость активов компаний, решивших провести реорганизацию, превышает 200 млн., то и ФАС России.
Обратите внимание: если суммарная балансовая стоимость активов компаний превышает 3 млрд. руб., простого уведомления недостаточно. Необходимо получить также предварительное согласие на присоединение от ФАС России. Таково требование ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента, когда в единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись о том, что присоединенная организация прекратила свою деятельность (п. 4 ст. 57 ГК).
Для этого в инспекцию нужно сдать следующие документы:
— договор о присоединении;
— передаточный акт;
— заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенной организации по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439;
— решение о реорганизации.

НАЛОГИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Если все-таки кризис привел к тому, что организация закрывается, необходимо руководствоваться следующим порядком.
В период ликвидации назначается ликвидационная комиссия. К ней переходят полномочия по управлению делами организации (п. 3 ст. 62 ГК), в том числе и по уплате налогов (пеней, штрафов). Ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК).
При ликвидации действует следующий порядок уплаты налогов.
В период с момента принятия решения о ликвидации до утверждения промежуточного баланса организация платит налоги в установленные налоговым законодательством сроки.
В период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса погашается задолженность перед бюджетом в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (п. 4, 5 ст. 63 ГК). В ходе этого этапа ликвидации погашается задолженность, возникшая и предъявленная кредиторами до утверждения промежуточного баланса.
После утверждения ликвидационного баланса оставшееся имущество распределяется между учредителями. Если в этот период у организации возникает обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов), исполнить ее организация должна до окончания срока ликвидации. Это касается и налоговых начислений, возникших, если организация проводила облагаемые операции в период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса. Такое правило объясняется тем, что ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом.
По вновь возникшим обязательствам налоговая инспекция должна направить в адрес организации требование об уплате налога (п. 5 ст. 64 ГК, ст. 69 НК).
Обратите внимание! При ликвидации организации должна соблюдаться следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:
— расчеты за причинение вреда жизни и здоровью;
— зарплата сотрудникам и выплата вознаграждений по авторским договорам;
— расчеты по обязательным платежам в бюджет;
— расчеты с другими кредиторами (п. 1 ст. 64 ГК).
При этом, если у организации есть задолженность перед залогодателями, погасить ее необходимо после расчетов по первым двум очередям (или до них, если эта задолженность по времени возникла раньше).
Затем нужно погасить задолженность по обязательным платежам в бюджет. Не удовлетворенные за счет средств от продажи предмета залога обязательства перед залогодателями погашается в обычном порядке (в четвертую очередь) (п. 2 ст. 64 ГК).
Если у ликвидируемой организации есть переплата по налогам (пеням, штрафам), ее нужно зачесть в счет погашения недоимки по другим обязательным платежам в бюджет. Переплата распределяется налоговой инспекцией пропорционально недоимке по другим налогам (пеням, штрафам). При этом необходимо подать заявление о зачете в налоговую инспекцию.
И только если у организации нет задолженности, переплату возвратят организации на расчетный счет. Срок возврата — не позднее одного месяца со дня подачи заявления в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 49 НК). Заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (п. 7 ст. 78 НК).
Как быть с сотрудниками ликвидируемой организации?
Увольнение сотрудника в связи с ликвидацией допускается в любое время, в том числе во время его отпуска, болезни, а также во время нахождения сотрудницы в декретном отпуске, отпуске по уходу за ребенком.
Организация обязана предупредить сотрудников об увольнении в связи с ликвидацией не менее чем за два месяца под роспись. Трудовые договоры с сотрудниками можно расторгнуть и до истечения двухмесячного срока. В этом случае с них нужно взять письменное согласие на такое увольнение (ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК)). Запись об увольнении в трудовых книжках сотрудников будет звучать так: «Уволен в связи с ликвидацией организации, пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации» (п. 5.3 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).
Если сотрудник был уволен в связи с ликвидацией, организация обязана выплатить ему выходное пособие. Кроме того, за сотрудником сохраняется средний заработок на период трудоустройства (ч. 1 ст. 178 ТК). Сотруднику, уволенному раньше установленного срока, помимо выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства полагается дополнительная компенсация. Ее размер равен среднему заработку, рассчитанному за время со дня фактического увольнения до дня, ранее указанного в уведомлении о ликвидации организации. Это следует из положений ч. 3 ст. 180 ТК.
Сведения о сотрудниках, уволенных в связи с ликвидацией организации, нужно подать в Пенсионный фонд РФ в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в инспекцию документов для государственной регистрации ликвидации. Если коммерческая организация ликвидируется в связи с банкротством, то сведения об уволенных сотрудниках подаются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах конкурсного производства. Такой порядок установлен ст. 9 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Э.С. Митюкова, к.э.н., генеральный директор Консалтинговой компании «Академия успешного бизнеса»