Аттестация рабочих мест: новые правила

С 1 сентября 2011 г. действуют новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда. Новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее – Порядок).

В Порядке прямо сказано, что аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по оценке рабочих мест на основании гражданско-правового договора (п. 6 Порядка). Из этого положения можно сделать вывод, что теперь компании не смогут проводить аттестацию собственными силами.

Это подтверждается и тем, что теперь работодатель не имеет права утверждать отчет об аттестации, если необходимые документы не подписаны аттестующей организацией (п. 7 Порядка).

Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей на основании гражданско-правового договора следующие услуги:
– измерения и оценка;
– оценка соответствий условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
– оформление и подготовка отчета об аттестации.
Результаты аттестации используются в целях:
– разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда;
– установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
– информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
– контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
– оценки профессионального риска;
– обоснования стоимости и обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
– подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
– подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
– обоснования стоимости и подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников.

Обратите внимание! С 01.01.2012 вступил в силу новый, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. На основании этого документа появляются новые требования к медосмотрам, например, лица, работающие у компьютера, должны проходить медосмотры за счет организации при приеме на работу и ежегодно;
– расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
– рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
– санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
– обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
– приведения в соответствие наименований должностей (профессий) наименованиям, указанным в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
– обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Вывод: аттестация позволяет учесть для налогообложения все расходы на обеспечение нормальных условий труда и подтвердить в ФСС коды ОКВЭД, а также установить размер взносов по травматизму.

Наименование профессии (должности).

Согласно части 2 статьи 57 Трудового кодекса наименования должностей, профессий или специальностей работников, которым предоставляются компенсации и льготы, должны совпадать с их наименованием в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, а справочники работ и профессий рабочих – Приказами Минздравсоцразвития России от 28.03.2006 № 208 и от 23.06.2006 № 492.

Кроме того, можно использовать Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367, выпуски ЕТКС.
Документы по результатам аттестации
Список документов, которыми оформляются результаты аттестации, расширился. Раньше в него входило восемь документов, теперь – 11. В пакет документов включены:
– приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика;
– перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;
– карты аттестации рабочего места по условиям труда;
– сводная ведомость результатов аттестации;
– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
– протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации;
– сведения об аттестующей организации с приложением копий документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории, а также копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
– протоколы заседания аттестационной комиссии;
– заключения по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
– предписания должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

В Приложениях к Порядку приведены образцы всех необходимых документов.
После завершения аттестации работодатель должен направить в трудовую инспекцию сводную ведомость результатов аттестации, а также сведения об аттестующей организации. Обратите внимание, названные документы направляются на бумажном и электронном носителях (п. 45 Порядка).
Отчитаться необходимо в течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении соответствующего отчета.

Обратите внимание! Согласно статье 5.27 КоАП нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
– на юридических лиц – от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Рекомендовано аудиторами ООО “Академия успешного бизнеса”