Чеки по безналу: бить или не бить?! ч.2

Чеки по безналу: бить или не бить?! ч.2

Еще пару лет назад подобный вопрос показался бы абсурдным, но законодательная активность и стремление государственных органов к тотальному контролю снова побеждают. Постепенно поправки в Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении ККТ…» существенно изменили как само понятие «расчет», так и круг лиц, обязанных выдавать кассовые чеки по ряду операций. Непонимание со стороны непосредственных пользователей ККТ достигло такого уровня, что Минфину приходится ежемесячно выдавать десятки разъяснений по ситуациям, возникающим в реальной жизни.

И если изначально кассовый чек был необходим прежде всего самим продавцам (чтобы точно подсчитать выручку) и покупателям (чтобы следить за расходами или заменить товар), то теперь главным потребителем чеков стали фискальные органы. Уследить за каждым изменением в этой сфере довольно сложно, но значительный размер штрафов не дает бизнесменам расслабляться. Кстати, стоимость нашего ближайшего семинара по данной теме в 2,5 раза меньше, чем минимальный штраф организациям за неприменение ККТ.

Основное правило по ККТ изложено в п. 9 ст. 2 закона о ККТ (с учетом последних поправок, внесенных Федеральным законом № 192-ФЗ от 03.07.2018): при безналичных расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями ККТ не применяется, но если такие расчеты проводятся с использованием электронного средства платежа – надо пробивать чек. Также не нужны чеки при безналичных расчетах организаций и предпринимателей с физическими лицами, не имеющими статуса ИП до 01 июля 2019 г. Однако здесь снова имеется исключение для расчетов с использованием электронных средств платежа (п. 4 ст. 4 Федерального закона №192-ФЗ от 03.07.2018).

То есть при обычных платежах с расчетного счета покупателя на банковский счет продавца чеки не нужны, а вот при иных безналичных способах могут понадобиться. Давайте рассмотрим некоторые ситуации.

Электронные средства платежа – это платежные карты, электронные кошельки и иные способы осуществления безналичных денежных переводов через специального оператора с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе). Важно, что при такой оплате банковский счет не открывается, а идентификация плательщика и выдача им распоряжения производятся посредством технических устройств. Хорошим примером может служить корпоративное электронное средство платежа (КЭСП), активно применяющееся в работе интернет-магазинов: все получаемые от розничных покупателей средства аккумулируются в электронных кошельках, откуда организация может их вывести только на свой расчетный счет, но ни заплатить третьим лицам, ни снять наличные не вправе (ч. 22 ст. 7 закона № 161-ФЗ).

А корпоративные банковские карты признаются электронными средствами платежа или нет? Вроде бы для идентификации и подтверждения распоряжения на списание безналичных средств требуется ввести ПИН-код., но ведь для такой карты банк всегда открывает отдельный счет. И средства на этом счете принадлежат организации, а не работнику. Следовательно, здесь речь идет о безналичных расчетах через банковские счета, а не об электронных средствах платежа. Однако продавец в розничном магазине вряд ли сможет по одному виду такой карты отличить ее от пластиковой карты физического лица, просто выдаст кассовый чек, как и всем прочим покупателям.

Очевидно, что расчеты посредством электронных средств платежа происходят дистанционно и продавец с покупателем вообще не встречаются, тогда как вообще передать чек покупателю?! Этот вопрос решен: с 01.07.2018 г. продавец обязан высылать покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя. А получить такие данные продавец должен заблаговременно, до совершения расчетов (п. 5 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ). Документ на бумажном носителе передается вместе с товаром либо в момент принятия услуги, а электронный высылается не позднее следующего за днем расчетов дня, но всегда не позднее момента передачи товара (п. 5.3 ст. 7 закона 54-ФЗ).

Обратите внимание, что предназначенная для применения в расчетах электронными средствами платежа в сети Интернет кассовая техника применяется только при указанных расчетах. (п. 1 ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ). Действующее законодательство никак не ограничивает права продавца в выборе адреса и места установки кассовой техники, и при регистрации такого ККТ (предназначенного для расчетов в сети Интернет) достаточно указать адрес сайта, а конкретное место установки при необходимости можно довольно легко перерегистрировать через личный кабинет налогоплательщика (Письмо Минфина России № 03-01-15/42673 от 21.06.2018).

Права на данную публикацию принадлежат ООО «Академия успешного бизнеса»

✆ +7 (495) 748 03 16 ✉ info@sba-consult.ru

Читайте также

12.05.2022
Налоговую нагрузку меньше среднеотраслевой ИФНС признает низкой и выйдет . Для самопроверки можно использовать калькулятор на сайте ФНС или Критерии отбора в план выездных проверок, для которых средние показатели на каждый год ФНС утверждает в приложении к приказу от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и публикует на сайте. Если для вида деятельности не утвердили налоговую нагрузку, берите среднюю по России.
Читать далее
18.04.2022
С 5 марта действуют новые правила проверки применения ККТ. Все они проводятся в режиме внеплановой проверки, о которой контролируемое лицо предварительно не уведомляется.

Штрафы по видам правонарушений

За неприменение ККТ штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составляет от ¼ до ½ суммы расчета (т.е. суммы невыданного чека), но не менее 10 000 руб. для должностных лиц и ИП; на организации – от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб. Для НКО и субъектов МСП такой штраф может быть заменен предупреждением, если правонарушение совершено впервые и предприняты незамедлительные меры по его устранению (например, чек коррекции направлен в ФНС, в трехдневный срок добровольно подано заявление о нарушении и т.д.). В случае повторного неприменения ККТ может наступить дисквалификация должностных лиц на 1-2 года, для ИП и организаций – приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если ККТ применяется, но аппарат не соответствует установленным требованиям, либо имеются нарушения порядка регистрации и применения, то должностные лица и ИП рискуют заплатить штраф в 1 500 – 3 000 руб., штраф на организации составляет 5 000 – 10 000 руб. Так, например, если в реквизите чека «кассир» указан директор, а выдал чек другой сотрудник – это нарушение правил ККТ (Письмо ФНС России № АБ-4-20/11905@от 24.08.2021). Однако по этому виду правонарушения предусмотрено также и предупреждение (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). А вот за отсутствие в печатных (не электронных) чеках реквизитов «№ смены», «№ чека за смену» и «Адрес сайта ФНС» данный вид ответственности вообще не применяется (Письмо ФНС России № АБ-4-20/4418@ от 02.04.2021).
За непредставление информации в личном кабинете ККТ в установленный срок (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) предусмотрена такая же ответственность: предупреждение или штраф в 1 500 – 3 000 руб. для должностных лиц и ИП и 5 000 – 10 000 руб. для организаций. При этом важно помнить, что для ответа на запрос ФНС по ККТ предусмотрен срок всего в три рабочих дня (п. 15 Приложения к Приказу ФНС России АБ-4-20/4418@ от 19.07.2021).
Невыдача чека или БСО либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю по его требованию (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ) может повлечь предупреждение или штраф в размерах: 2 000 руб. на должностных лиц и ИП; 10 000 руб. – на организацию. Составление чека коррекции до вынесения постановления полностью избавляет от административной ответственности (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).

Дефицит чековой ленты не освобождает от выдачи чека

ФНС действительно разрешила не выдавать бумажный чек при отсутствии на рынке чековой ленты (Письмо ФНС России № АБ-4-20/3784от 30.03.2022). И пока имеются проблемы с поставками ленты для ККТ, штрафовать за отсутствие бумажных чеков не будут. Но остается обязанность проводить расчеты с физ.лицами через онлайн-кассу (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003).
Поэтому налоговики рекомендуют в целях сокращения расходов на чековую ленту, направлять электронные чеки с согласия покупателя на его номер телефона или e-mail, если у продавца есть такая техническая возможность. Также можно использовать вместо бумажного чека сервис "Мои чеки онлайн", в котором покупатель также получает свои чеки, если в них указали его номер телефона или e-mail.
Также полезно подготовить доказательства отсутствия вины контролируемого лица: заключенный договор на поставку кассовой ленты, заявки, акты о невыполнении заявок, письма от поставщика и т.д. Важным может стать и факт согласия покупателя на получение электронного чека: по требованиям закона № 54-ФЗ он должен это выразить до момента расчета. Получается, что продавец должен перед каждым расчетом предлагать электронный чек и каждый раз спрашивать у него данные для отправки. Также можно получить единое согласие покупателя на формирование всех кассовых чеков в будущем только в электронном виде, но для этого нужен способ идентификации конкретного покупателя, что возможно при оформлении карты покупателя, регистрации в маркетинговых программах, оформлении предварительного заказа или бронирования товара.

Контрольная закупка

Может принимать форму осмотра (по месту установки и регистрации) и эксперимента (непосредственно покупка). Данное мероприятие требуется проводить в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов, а также допускается применение аудио- и видеозаписи. Для целей обеспечения законности и правопорядка получение согласия граждан на видеосъемку не требуется (ст. 152.1 ГК РФ).
После выдачи чека проверяющие обязаны предъявить поручение на проверку (срок предъявления – не позднее двух рабочих дней с даты издания поручения) и служебные удостоверения. В отсутствие руководителя поручение будет направлено ему почтой, а пока у кассира попросят подпись об ознакомлении.
Эксперимент может проводиться дистанционно – при покупках на онлайн-площадках например.

Документарная проверка

Инспекторы запрашивают письменные объяснения, истребуют документы, проводят экспертизы. Обмен информацией может проводиться удаленно – через кабинет ККТ.
Срок осуществления документарной проверки – не более 10 рабочих дней. Однако в него не входят дни с даты истребования документов (пояснений) до момента их направления в инспекцию, а также дни ожидания ответа на запрос пояснений (уточнений) – с момента запроса до даты представления.
Наблюдение
Проводится сбор и анализ любой информации, полученной от покупателей (например, ящики для чеков в инспекциях), из различных открытых источников, от самих контролируемых организаций и ИП. При выявлении нарушений по итогам наблюдения инспекция может выдать предписание об устранении нарушения, объявить предостережение, назначить документальную или выездную проверку.
Выездное обследование
На общедоступных местах и производственных объектах, которые открыты для посещения неограниченным кругом лиц, обследование может выражаться в проведении осмотра и опроса. Фиксация результатов этого контрольного мероприятия требует ведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом должны быть зафиксированы данные о месте проведения съемки, дата и время ее проведения.
При обнаружении признаков нарушений порядка применения ККТ, инспекторы вправе провести контрольную закупку.
Изменения в подходе и правилах проверки ККТ
По новым правилам кассы проверяются как по месту их установки, так и по месту нахождения налогоплательщика, даже если это – жилое помещение. При этом доступ инспектора осуществляется при предъявлении им постановления на проведение проверки и служебного удостоверения. Доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц допускается только по требованию федеральным законов или по решению суда (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ).
Налоговым инспекторам помимо контрольных мероприятий необходимо также проводить профилактические мероприятия. Нового здесь сравнительно немного: информирование как было ранее, так и теперь будет – в основном через сайт ФНС, в СМИ и рассылка в личном кабинете. Обобщение практики также продолжится, но теперь назначен срок ежегодного доклада – не позднее 1 марта, с публикацией на сайте в течение 3 рабочих дней. Консультирование осуществляется на личном приеме, по телефону, а также может проводиться в процессе контрольного мероприятия. При этом письменные консультации не предоставляются.
По информации о готовящихся правонарушениях (возможно, при приближении даты окончания действия регистрации кассы и фискального накопителя) владелец ККТ может получить предостережение – так называется новый документ, предписывающий принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Контролируемое лицо вправе подать в инспекцию возражение в течение 15 календарных дней со дня получения предостережения.
Наконец, самый экзотичный вид нового мероприятия – профилактический визит. Может проводиться в форме беседы (придут или вызовут), а также дистанционно: посредством видео-конференц-связи. Об этом мероприятии необходимо предварительно уведомлять контролируемое лицо не позднее чем за 5 рабочих дней. Профилактический визит проводится в рабочее время, его длительность не может превышать 8 часов. Частота проведения – раз в 3 года, можно даже сразу после регистрации кассы. Налогоплательщик вправе отказаться от него, уведомив об этом не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения.

Подробнее о новых правилах работы с ККТ вы узнаете на семинаре «ОНЛАЙН-КАССЫ (ККТ) И ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ В 2022 Г. НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ».
Регистрируйтесь по тел. 8 (495) 748-03-16 или напишите нам сообщение на info@sba-consult.ru.

Э.С. МИТЮКОВА, генеральный директор ООО «Академия успешного бизнеса»
Читать далее
31.01.2022
С июля 2022 года ожидается запуск пилотного проекта нового налогового режима для микробизнеса. Применять его пока можно будет только в четырех субъектах
Читать далее

Наши самые популярные услуги: