Допмероприятия налогового контроля: судебная практика

Допмероприятия налогового контроля: судебная практика

Когда налоговикам не хватает информации, собранной на проверке, назначают дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). На их проведение отводится не более одного месяца, а результаты фиксируются в дополнении к акту проверки. Таким образом инспекторы могут проводить лишь экспертизы, допросы свидетелей и истребование документов у налогоплательщика и/или у его контрагентов. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми существенными аспектами указанных процедур (подробнее и больше – смотрите здесь).

Проведение экспертизы

В судебных спорах по результатам налоговых проверок чаще всего упоминается почерковедческая экспертиза – ее назначают налоговые инспекторы с целью доказать факт подписания документов не тем лицом, от которого те должны бы были исходить. И исход этих процедур почти всегда весьма печален – эксперт подробно указывает на все элементы несоответствия подписи в представленных документах собственноручному образцу почерка, из чего следует, что документы налогоплательщиком представлены недостоверные или даже специально сфальсифицированные.

Налоговые органы не всегда дают экспертам образцы почерка, порой пытаются обойтись копиями документов, которые достоверно исходят от нужных для проверки лиц – например, копии собственноручно подписанных заявлений на регистрацию компании. И налоговое законодательство не требует обязательного получения подлинников. Если речь не идет, к примеру, об установлении давности изготовления документов или их частей, то эксперт вполне может ограничиться копиями. Попытки налогоплательщиков оспорить выводы таких экспертиз, к сожалению, не приводят к успеху.

Суды разных уровней и округов единодушно утверждают, что заключения почерковедческих экспертиз, назначенных на основании ст. 95 НК РФ по копиям документов, могут быть признаны правомерными, принимая во внимание, что отказа эксперта от проведения исследования не последовало (Определение Верховного Суда РФ № 20-КГ16-21от 14.03.2017, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-4690/2017 от 26.10.2017 по делу № А43-2324/2017).

Допрос свидетелей

Допросы свидетелей в рамках налоговых проверок проводятся на основании уже имеющихся у налоговых органов сведений о совершении налоговых правонарушений. Их результаты лишь укрепляют позицию налоговиков, обладающих данными о банковских операциях контрагентов, их имуществе, штате и проч. В рамках обычной камеральной проверки по НДС налоговики могут усомниться в реальности сделки и запросить дополнительные документы, подтверждающие право на вычет.

А если в первичных документах отсутствует ряд необходимых сведений по операциям, грузам и ответственным лицам, то наверняка будут вопросы к исполнителям – их и привлекают к подобным допросам. И любые противоречия в показаниях участников сделки ложатся в основу доказательств фиктивности представленных для получения вычета документов (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа № Ф02-3883/2018 от 26.09.2018 по делу № А33-31014/2017).

Когда же у компании имеются должным образом заполненные первичные документы, показания всех свидетелей единообразны и не опровергают документальные данные, то никакие умозаключения налоговиков не позволят обосновать доначисления налогов, и судьи отменят неправомерное решение (Постановление Арбитражного суда Московского округа № Ф05-13758/2018 от 14.09.2018 по делу № А40-151884/2017)

При этом свидетелем может быть любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 90 НК РФ). И одним из таких допрашиваемых может быть и наверняка будет руководитель организации (Определение Верховного суда РФ № 301-КГ18-13336 от 13.09.18).

При этом налоговики, в отличие от полиции, не обязаны перед допросом информировать свидетелей об их праве не свидетельствовать против самих себя и своих близких – хотя это право закреплено в ст. 51 Конституции РФ, в Налоговый кодекс обязанность по предварительному информированию почему-то не вошла. В результате свидетель может по незнанию не воспользоваться своим конституционным правом, а оспорить результат такого допроса практически невозможно – в указанном выше примере никакие доводы компании не помогли, все инстанции признали протокол допроса соответствующим требованиям закона.

Истребование документов

При истребовании документов остается спорным вопрос о том, насколько относимы запрашиваемые документы к предмету проверки. В каждом случае результат может оказаться разным, так как четких указаний в законодательстве не содержится. К примеру, затребовали документы по организации, не являющейся прямым поставщиком товаров или услуг в отношении проверяемой – проверяют всю цепочку перепродавцов, устанавливая фактического исполнителя либо происхождение товара / услуги. Вполне возможно, что поставщик пятого уровня совершенно не знает о поставщике первого или второго, и это не злой умысел, а просто специфика торговой деятельности.

Однако стоит быть настороже – подобный запрос может оказаться правомерным и исполнять его надо. В Постановлении АС Уральского округа № Ф09-4001/18 от 02.08.2018 по делу № А60-47578/2017 банк не исполнил требование о представлении документов, оформленных при заключении договора банковского счета контрагентом проверяемого юрлица.

Поскольку выездная проверка проводилась в отношении другого юридического лица, банк посчитал, что истребуемые документы по организации – клиенту банка не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика, а потому не признал их именно теми документами, которые он обязан предоставить налоговой инспекции в целях осуществления налогового контроля.

Суды же с этим не согласились, и решили, что требование было направлено с целью выяснения конкретных обстоятельств в отношении контрагента проверяемого налогоплательщика и их финансово-хозяйственных отношений. Кроме того, в этом требовании содержались все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы. Банк вынужден был заплатить штраф по ст. 126 НК РФ.

Но можно найти и противоположные решения, в которых существенную роль сыграло отсутствие прямых связей с проверяемым налогоплательщиком: в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-4125/2018 от 19.09.2018 по делу А17-9516/2017 суд признал признал указанное требование не соответствующим положениям налогового законодательства и отменил его как нарушающее права и законные интересы Общества.

В частности, основанием для требования документов было указано проведение выездной налоговой проверки в отношении одной организации, а запрашивались документы по ряду других организаций, о проверках в которых налоговики ничего не сообщали.

Приходится признать, что налоговые органы всегда будут налагать штраф, поскольку именно такая логика действий предписана им руководством в Письме ФНС РФ № ЕД-4-2/14951@ от 02.08.2018. Налоговые инспекторы считают, что поскольку НК РФ не устанавливает условий для правомерного отложения исполнения требований о представлении документов (информации) даже для получения разъяснений, то и не исполнять такие требования нельзя. Соответственно, и освобождение от налоговой ответственности в этой связи не допускается. Поэтому доказывать свою правоту приходится в судах.

Как защитить бизнес Вы узнаете на семинарах в Академии Успешного Бизнеса: 

Реальная экономия и защита бизнеса: более 60 законных схем. Все изменения 2021-2022 гг в налоговом планировании и контроле


Читайте также

12.05.2022
Налоговую нагрузку меньше среднеотраслевой ИФНС признает низкой и выйдет . Для самопроверки можно использовать калькулятор на сайте ФНС или Критерии отбора в план выездных проверок, для которых средние показатели на каждый год ФНС утверждает в приложении к приказу от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и публикует на сайте. Если для вида деятельности не утвердили налоговую нагрузку, берите среднюю по России.
Читать далее
18.04.2022
С 5 марта действуют новые правила проверки применения ККТ. Все они проводятся в режиме внеплановой проверки, о которой контролируемое лицо предварительно не уведомляется.

Штрафы по видам правонарушений

За неприменение ККТ штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составляет от ¼ до ½ суммы расчета (т.е. суммы невыданного чека), но не менее 10 000 руб. для должностных лиц и ИП; на организации – от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб. Для НКО и субъектов МСП такой штраф может быть заменен предупреждением, если правонарушение совершено впервые и предприняты незамедлительные меры по его устранению (например, чек коррекции направлен в ФНС, в трехдневный срок добровольно подано заявление о нарушении и т.д.). В случае повторного неприменения ККТ может наступить дисквалификация должностных лиц на 1-2 года, для ИП и организаций – приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если ККТ применяется, но аппарат не соответствует установленным требованиям, либо имеются нарушения порядка регистрации и применения, то должностные лица и ИП рискуют заплатить штраф в 1 500 – 3 000 руб., штраф на организации составляет 5 000 – 10 000 руб. Так, например, если в реквизите чека «кассир» указан директор, а выдал чек другой сотрудник – это нарушение правил ККТ (Письмо ФНС России № АБ-4-20/11905@от 24.08.2021). Однако по этому виду правонарушения предусмотрено также и предупреждение (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). А вот за отсутствие в печатных (не электронных) чеках реквизитов «№ смены», «№ чека за смену» и «Адрес сайта ФНС» данный вид ответственности вообще не применяется (Письмо ФНС России № АБ-4-20/4418@ от 02.04.2021).
За непредставление информации в личном кабинете ККТ в установленный срок (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) предусмотрена такая же ответственность: предупреждение или штраф в 1 500 – 3 000 руб. для должностных лиц и ИП и 5 000 – 10 000 руб. для организаций. При этом важно помнить, что для ответа на запрос ФНС по ККТ предусмотрен срок всего в три рабочих дня (п. 15 Приложения к Приказу ФНС России АБ-4-20/4418@ от 19.07.2021).
Невыдача чека или БСО либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю по его требованию (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ) может повлечь предупреждение или штраф в размерах: 2 000 руб. на должностных лиц и ИП; 10 000 руб. – на организацию. Составление чека коррекции до вынесения постановления полностью избавляет от административной ответственности (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).

Дефицит чековой ленты не освобождает от выдачи чека

ФНС действительно разрешила не выдавать бумажный чек при отсутствии на рынке чековой ленты (Письмо ФНС России № АБ-4-20/3784от 30.03.2022). И пока имеются проблемы с поставками ленты для ККТ, штрафовать за отсутствие бумажных чеков не будут. Но остается обязанность проводить расчеты с физ.лицами через онлайн-кассу (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003).
Поэтому налоговики рекомендуют в целях сокращения расходов на чековую ленту, направлять электронные чеки с согласия покупателя на его номер телефона или e-mail, если у продавца есть такая техническая возможность. Также можно использовать вместо бумажного чека сервис "Мои чеки онлайн", в котором покупатель также получает свои чеки, если в них указали его номер телефона или e-mail.
Также полезно подготовить доказательства отсутствия вины контролируемого лица: заключенный договор на поставку кассовой ленты, заявки, акты о невыполнении заявок, письма от поставщика и т.д. Важным может стать и факт согласия покупателя на получение электронного чека: по требованиям закона № 54-ФЗ он должен это выразить до момента расчета. Получается, что продавец должен перед каждым расчетом предлагать электронный чек и каждый раз спрашивать у него данные для отправки. Также можно получить единое согласие покупателя на формирование всех кассовых чеков в будущем только в электронном виде, но для этого нужен способ идентификации конкретного покупателя, что возможно при оформлении карты покупателя, регистрации в маркетинговых программах, оформлении предварительного заказа или бронирования товара.

Контрольная закупка

Может принимать форму осмотра (по месту установки и регистрации) и эксперимента (непосредственно покупка). Данное мероприятие требуется проводить в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов, а также допускается применение аудио- и видеозаписи. Для целей обеспечения законности и правопорядка получение согласия граждан на видеосъемку не требуется (ст. 152.1 ГК РФ).
После выдачи чека проверяющие обязаны предъявить поручение на проверку (срок предъявления – не позднее двух рабочих дней с даты издания поручения) и служебные удостоверения. В отсутствие руководителя поручение будет направлено ему почтой, а пока у кассира попросят подпись об ознакомлении.
Эксперимент может проводиться дистанционно – при покупках на онлайн-площадках например.

Документарная проверка

Инспекторы запрашивают письменные объяснения, истребуют документы, проводят экспертизы. Обмен информацией может проводиться удаленно – через кабинет ККТ.
Срок осуществления документарной проверки – не более 10 рабочих дней. Однако в него не входят дни с даты истребования документов (пояснений) до момента их направления в инспекцию, а также дни ожидания ответа на запрос пояснений (уточнений) – с момента запроса до даты представления.
Наблюдение
Проводится сбор и анализ любой информации, полученной от покупателей (например, ящики для чеков в инспекциях), из различных открытых источников, от самих контролируемых организаций и ИП. При выявлении нарушений по итогам наблюдения инспекция может выдать предписание об устранении нарушения, объявить предостережение, назначить документальную или выездную проверку.
Выездное обследование
На общедоступных местах и производственных объектах, которые открыты для посещения неограниченным кругом лиц, обследование может выражаться в проведении осмотра и опроса. Фиксация результатов этого контрольного мероприятия требует ведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом должны быть зафиксированы данные о месте проведения съемки, дата и время ее проведения.
При обнаружении признаков нарушений порядка применения ККТ, инспекторы вправе провести контрольную закупку.
Изменения в подходе и правилах проверки ККТ
По новым правилам кассы проверяются как по месту их установки, так и по месту нахождения налогоплательщика, даже если это – жилое помещение. При этом доступ инспектора осуществляется при предъявлении им постановления на проведение проверки и служебного удостоверения. Доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц допускается только по требованию федеральным законов или по решению суда (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ).
Налоговым инспекторам помимо контрольных мероприятий необходимо также проводить профилактические мероприятия. Нового здесь сравнительно немного: информирование как было ранее, так и теперь будет – в основном через сайт ФНС, в СМИ и рассылка в личном кабинете. Обобщение практики также продолжится, но теперь назначен срок ежегодного доклада – не позднее 1 марта, с публикацией на сайте в течение 3 рабочих дней. Консультирование осуществляется на личном приеме, по телефону, а также может проводиться в процессе контрольного мероприятия. При этом письменные консультации не предоставляются.
По информации о готовящихся правонарушениях (возможно, при приближении даты окончания действия регистрации кассы и фискального накопителя) владелец ККТ может получить предостережение – так называется новый документ, предписывающий принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Контролируемое лицо вправе подать в инспекцию возражение в течение 15 календарных дней со дня получения предостережения.
Наконец, самый экзотичный вид нового мероприятия – профилактический визит. Может проводиться в форме беседы (придут или вызовут), а также дистанционно: посредством видео-конференц-связи. Об этом мероприятии необходимо предварительно уведомлять контролируемое лицо не позднее чем за 5 рабочих дней. Профилактический визит проводится в рабочее время, его длительность не может превышать 8 часов. Частота проведения – раз в 3 года, можно даже сразу после регистрации кассы. Налогоплательщик вправе отказаться от него, уведомив об этом не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения.

Подробнее о новых правилах работы с ККТ вы узнаете на семинаре «ОНЛАЙН-КАССЫ (ККТ) И ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ В 2022 Г. НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ».
Регистрируйтесь по тел. 8 (495) 748-03-16 или напишите нам сообщение на info@sba-consult.ru.

Э.С. МИТЮКОВА, генеральный директор ООО «Академия успешного бизнеса»
Читать далее
31.01.2022
С июля 2022 года ожидается запуск пилотного проекта нового налогового режима для микробизнеса. Применять его пока можно будет только в четырех субъектах
Читать далее

Наши самые популярные услуги: