Индексация зарплаты: новая судебная практика

Индексация зарплаты: новая судебная практика Согласно ст. 134 ТК РФ при растущих потребительских ценах на товары и услуги каждый работодатель обязан проводить индексацию заработной платы. Это требование существовало в главном законе о труде еще в самой первой его редакции, принятой в 2001 году. Однако особое внимание контролеров Роструда правило об обязательной индексации получило лишь в последнее время, хотя уровень инфляции за все это время был заметно больше 0%. Конкретных правил о том, как следует проводить индексацию, нет ни в Трудовом кодексе, ни в каком-либо ином нормативном акте о труде. При этом в той же ст. 134 ТК РФ установлено, что работодатель, не относящийся к бюджетной сфере, обязан проводить индексацию на основании принятого им же положения, коллективного договора или иного локального нормативного акта. Получается прямо как в сказке – пойди туда, не знаю куда. Хотя есть и хорошая новость: вы уже читаете этот материал, значит и понимание ситуации у вас сложится. А если останутся вопросы, то мы готовы на них ответить – например, на ближайшем семинаре 13-14 августа в Москве. Итак, индексацию проводить надо, остается вопрос – как это правильно сделать? Поскольку в действующем законодательстве никаких регламентирующих норм на этот счет нет, то достаточно принять локальный нормативный акт и согласовать его с профсоюзом работников (если конечно таковой имеется). Следует отметить, что таким актом может служить и приказ по предприятию, устанавливающий новые оклады работникам, премию либо доплату в связи с ростом потребительских цен. Такой подход поддерживает Президиум Верховного Суда РФ в п. 10 Обзора судебной практики № 4 (2017), принятом 15.11.2017. И если даже контролеры потребуют несмотря на систематическое увеличение окладов принять отдельный локальный акт об индексации, такое требование судьи наверняка признают незаконным. Подобный случай был рассмотрен в Новосибирском областном суде – ТСЖ, понимая вероятность убытков от подобных требований, успешно отстояло интересы своих членов, для которых бы в ином случае существенно возросла плата (Апелляционное определение от 13.03.2018 по делу № 33а-2715/2018). Как указал Президиум Верховного Суда РФ в Обзоре № 4 (2017) «индексация – это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы, обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации». В Постановлении Верховного Суда от 17.05.2017 № 46-АД17-24 достаточными признаками проведенной работодателем индексации признаны выплаты премий и иных платежей в пользу работника. Штраф за отсутствие индексации таким образом был отменен. Этот важный вывод применяется судами не только в спорах с инспекторами Роструда, но и в иных случаях. Например, при взыскании задолженности по заработной плате уволенными работниками. В Определении Верховного Суда РФ № 18-КГ17-10 от 24.04.2017 поддерживается позиция работодателя, установившего для индексации обязательное условие — в данном случае, достижение определенного уровня прибыли. И если необходимый уровень не достигнут, то повышение зарплаты может привести к убыткам и фактически разорит компанию. Судьи признали законность такого условия. Подобный случай рассматривался недавно и Арбитражным судом Московского округа (Постановление № Ф05-3779/2018 от 11.04.2018 по делу № А40-49159/17). Акционеры оспаривали законность приказов директора об увеличении окладов в 2 раза, расширении штата, выплатах премий и индексации зарплаты. При этом на предприятии вообще не было локального акта о порядке такой индексации, директор просто принял новое штатное расписание. Судьи трех инстанций единодушно признали законность такой индексации. В случае банкротства организации суммы индексации заработной платы не признаются штрафными обязательствами, а выступают составной частью заработной платы (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда № 08АП-13842/2017 от 04.12.2017 по делу № А70-846/2015). Это позволяет выплачивать такие суммы во второй очереди (оплата труда), а не в четвертой (платежи по обязательствам). Однако не рекомендуется злоупотреблять этим аргументом — Десятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении № 10АП-18587/2016 от 03.04.2018 о делу № А41-48570/16 признал издание приказов об индексации зарплаты на 50% работникам неплатежеспособной организации деянием, направленным на уменьшение конкурсной массы банка и нарушение прав и законных интересов кредиторов, а потому незаконным. Аналогичное решение можно увидеть и в Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 № 16АП-5141/2016 по делу № А61-1055/2016 — необоснованное резкое увеличение зарплаты убыточной организации за месяц до банкротства наверняка будет признано незаконным. Обратите внимание, что индексация должна быть связана в первую очередь не с успехами бизнеса, а с темпами инфляции, поэтому и прирост зарплаты должен примерно соответствовать росту цен, зафиксированному Росстатом. Так, например, в ситуации похожей на предыдущие, директор успешно отстоял законность своих решений перед акционерами, так как систематически проводил индексацию в соответствии с принятыми в организации локальными актами, а размер повышающего коэффициента был близок к темпам инфляции (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 19.02.2018 по делу № 11-1467/2018). А что делать, если условия, заложенные в порядок индексации со временем окажутся для компании непосильными? В судебной практике можно найти пример и для таких ситуаций: В Апелляционном определение Свердловского областного суда от 01.02.2018 по делу № 33-1810/2018 рассматривался спор между работником и работодателем, не проводившим индексацию вопреки условиям коллективного договора. Как было установлено судом, администрация работодателя согласовала с профсоюзом временное приостановление индексации в связи со сложным экономическим положением компании. Работнику, требовавшему несмотря ни на что произвести индексацию заработной платы, было отказано. Как видите, не так и страшна индексация, как можно было подумать на первый взгляд. Права на данную публикацию принадлежат ООО «Академия успешного бизнеса»

Права на данную публикацию принадлежат ООО «Академия успешного бизнеса»

✆ +7 (495) 748 03 16 ✉ info@sba-consult.ru

Читайте также

12.05.2022
Налоговую нагрузку меньше среднеотраслевой ИФНС признает низкой и выйдет . Для самопроверки можно использовать калькулятор на сайте ФНС или Критерии отбора в план выездных проверок, для которых средние показатели на каждый год ФНС утверждает в приложении к приказу от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и публикует на сайте. Если для вида деятельности не утвердили налоговую нагрузку, берите среднюю по России.
Читать далее
18.04.2022
С 5 марта действуют новые правила проверки применения ККТ. Все они проводятся в режиме внеплановой проверки, о которой контролируемое лицо предварительно не уведомляется.

Штрафы по видам правонарушений

За неприменение ККТ штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составляет от ¼ до ½ суммы расчета (т.е. суммы невыданного чека), но не менее 10 000 руб. для должностных лиц и ИП; на организации – от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб. Для НКО и субъектов МСП такой штраф может быть заменен предупреждением, если правонарушение совершено впервые и предприняты незамедлительные меры по его устранению (например, чек коррекции направлен в ФНС, в трехдневный срок добровольно подано заявление о нарушении и т.д.). В случае повторного неприменения ККТ может наступить дисквалификация должностных лиц на 1-2 года, для ИП и организаций – приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если ККТ применяется, но аппарат не соответствует установленным требованиям, либо имеются нарушения порядка регистрации и применения, то должностные лица и ИП рискуют заплатить штраф в 1 500 – 3 000 руб., штраф на организации составляет 5 000 – 10 000 руб. Так, например, если в реквизите чека «кассир» указан директор, а выдал чек другой сотрудник – это нарушение правил ККТ (Письмо ФНС России № АБ-4-20/11905@от 24.08.2021). Однако по этому виду правонарушения предусмотрено также и предупреждение (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). А вот за отсутствие в печатных (не электронных) чеках реквизитов «№ смены», «№ чека за смену» и «Адрес сайта ФНС» данный вид ответственности вообще не применяется (Письмо ФНС России № АБ-4-20/4418@ от 02.04.2021).
За непредставление информации в личном кабинете ККТ в установленный срок (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) предусмотрена такая же ответственность: предупреждение или штраф в 1 500 – 3 000 руб. для должностных лиц и ИП и 5 000 – 10 000 руб. для организаций. При этом важно помнить, что для ответа на запрос ФНС по ККТ предусмотрен срок всего в три рабочих дня (п. 15 Приложения к Приказу ФНС России АБ-4-20/4418@ от 19.07.2021).
Невыдача чека или БСО либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю по его требованию (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ) может повлечь предупреждение или штраф в размерах: 2 000 руб. на должностных лиц и ИП; 10 000 руб. – на организацию. Составление чека коррекции до вынесения постановления полностью избавляет от административной ответственности (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).

Дефицит чековой ленты не освобождает от выдачи чека

ФНС действительно разрешила не выдавать бумажный чек при отсутствии на рынке чековой ленты (Письмо ФНС России № АБ-4-20/3784от 30.03.2022). И пока имеются проблемы с поставками ленты для ККТ, штрафовать за отсутствие бумажных чеков не будут. Но остается обязанность проводить расчеты с физ.лицами через онлайн-кассу (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003).
Поэтому налоговики рекомендуют в целях сокращения расходов на чековую ленту, направлять электронные чеки с согласия покупателя на его номер телефона или e-mail, если у продавца есть такая техническая возможность. Также можно использовать вместо бумажного чека сервис "Мои чеки онлайн", в котором покупатель также получает свои чеки, если в них указали его номер телефона или e-mail.
Также полезно подготовить доказательства отсутствия вины контролируемого лица: заключенный договор на поставку кассовой ленты, заявки, акты о невыполнении заявок, письма от поставщика и т.д. Важным может стать и факт согласия покупателя на получение электронного чека: по требованиям закона № 54-ФЗ он должен это выразить до момента расчета. Получается, что продавец должен перед каждым расчетом предлагать электронный чек и каждый раз спрашивать у него данные для отправки. Также можно получить единое согласие покупателя на формирование всех кассовых чеков в будущем только в электронном виде, но для этого нужен способ идентификации конкретного покупателя, что возможно при оформлении карты покупателя, регистрации в маркетинговых программах, оформлении предварительного заказа или бронирования товара.

Контрольная закупка

Может принимать форму осмотра (по месту установки и регистрации) и эксперимента (непосредственно покупка). Данное мероприятие требуется проводить в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов, а также допускается применение аудио- и видеозаписи. Для целей обеспечения законности и правопорядка получение согласия граждан на видеосъемку не требуется (ст. 152.1 ГК РФ).
После выдачи чека проверяющие обязаны предъявить поручение на проверку (срок предъявления – не позднее двух рабочих дней с даты издания поручения) и служебные удостоверения. В отсутствие руководителя поручение будет направлено ему почтой, а пока у кассира попросят подпись об ознакомлении.
Эксперимент может проводиться дистанционно – при покупках на онлайн-площадках например.

Документарная проверка

Инспекторы запрашивают письменные объяснения, истребуют документы, проводят экспертизы. Обмен информацией может проводиться удаленно – через кабинет ККТ.
Срок осуществления документарной проверки – не более 10 рабочих дней. Однако в него не входят дни с даты истребования документов (пояснений) до момента их направления в инспекцию, а также дни ожидания ответа на запрос пояснений (уточнений) – с момента запроса до даты представления.
Наблюдение
Проводится сбор и анализ любой информации, полученной от покупателей (например, ящики для чеков в инспекциях), из различных открытых источников, от самих контролируемых организаций и ИП. При выявлении нарушений по итогам наблюдения инспекция может выдать предписание об устранении нарушения, объявить предостережение, назначить документальную или выездную проверку.
Выездное обследование
На общедоступных местах и производственных объектах, которые открыты для посещения неограниченным кругом лиц, обследование может выражаться в проведении осмотра и опроса. Фиксация результатов этого контрольного мероприятия требует ведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом должны быть зафиксированы данные о месте проведения съемки, дата и время ее проведения.
При обнаружении признаков нарушений порядка применения ККТ, инспекторы вправе провести контрольную закупку.
Изменения в подходе и правилах проверки ККТ
По новым правилам кассы проверяются как по месту их установки, так и по месту нахождения налогоплательщика, даже если это – жилое помещение. При этом доступ инспектора осуществляется при предъявлении им постановления на проведение проверки и служебного удостоверения. Доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц допускается только по требованию федеральным законов или по решению суда (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ).
Налоговым инспекторам помимо контрольных мероприятий необходимо также проводить профилактические мероприятия. Нового здесь сравнительно немного: информирование как было ранее, так и теперь будет – в основном через сайт ФНС, в СМИ и рассылка в личном кабинете. Обобщение практики также продолжится, но теперь назначен срок ежегодного доклада – не позднее 1 марта, с публикацией на сайте в течение 3 рабочих дней. Консультирование осуществляется на личном приеме, по телефону, а также может проводиться в процессе контрольного мероприятия. При этом письменные консультации не предоставляются.
По информации о готовящихся правонарушениях (возможно, при приближении даты окончания действия регистрации кассы и фискального накопителя) владелец ККТ может получить предостережение – так называется новый документ, предписывающий принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Контролируемое лицо вправе подать в инспекцию возражение в течение 15 календарных дней со дня получения предостережения.
Наконец, самый экзотичный вид нового мероприятия – профилактический визит. Может проводиться в форме беседы (придут или вызовут), а также дистанционно: посредством видео-конференц-связи. Об этом мероприятии необходимо предварительно уведомлять контролируемое лицо не позднее чем за 5 рабочих дней. Профилактический визит проводится в рабочее время, его длительность не может превышать 8 часов. Частота проведения – раз в 3 года, можно даже сразу после регистрации кассы. Налогоплательщик вправе отказаться от него, уведомив об этом не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения.

Подробнее о новых правилах работы с ККТ вы узнаете на семинаре «ОНЛАЙН-КАССЫ (ККТ) И ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ В 2022 Г. НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ».
Регистрируйтесь по тел. 8 (495) 748-03-16 или напишите нам сообщение на info@sba-consult.ru.

Э.С. МИТЮКОВА, генеральный директор ООО «Академия успешного бизнеса»
Читать далее
31.01.2022
С июля 2022 года ожидается запуск пилотного проекта нового налогового режима для микробизнеса. Применять его пока можно будет только в четырех субъектах
Читать далее

Наши самые популярные услуги: