Новация позволила не платить НДС с аванса

Новация позволила не платить НДС с аванса Заключая договор на крупную сумму, продавец нередко включает условие о внесении авансовых платежей. Для юриста такое условие выглядит хорошей защитой интересов компании, а для бухгалтера — дополнительной обязанностью в виде уплаты НДС с полученной сумы аванса в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ. При расторжении договора такая предоплата подлежит возврату, а уплаченные с нее суммы НДС признаются налоговым вычетом на основании п. 5 ст. 171 НК РФ. Нечто подобное происходит и при кардинальном изменении условий договора, например, при новации (переквалификации) договора реализации товаров, работ или услуг в договор займа. Такое решение может быть принято сторонами договора в любое время (ст. 818 ГК РФ). Обязательство исполнителя (поставщика, подрядчика) в этом случае прекращается, а операции займа в денежной форме не облагаются НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), поэтому ранее уплаченная сумма НДС становится излишне уплаченным налогом с момента подписания соглашения о новации. В результате право на вычет налога, уплаченного с полученных авансов, трансформируется в право возврата/зачета излишне уплаченного налога. И все бы хорошо, но налоговые органы признают это право с большими трудностями, подозревают в такой новации схему уклонения от уплаты налогов. Действительно, многие компании предпочитают оформлять предоплату как заем, сделку по купле-продаже векселя или передачу задатка. При частом использовании подобных схем у налоговых органов обязательно будут претензии, но их можно избежать, обойдя «подводные камни», о которых мы рассказываем в статьях и на семинарах. Кстати, ближайший семинар по основам налогового планирования состоится в Москва-Сити. А сейчас мы хотим рассказать о принятом недавно судебном решении, в котором суд поддержал налогоплательщика, проводившего такую новацию, как описано в начале статьи. В частности, Общество в течение полугода получало авансовые платежи по договорам подряда, которые впоследствии были переквалифицированы в договоры займа. Налоговая инспекция необоснованно доначислила по этим операциям НДС на 102 млн. рублей и пени на 28 млн. рублей, и уже в первой судебной инстанции удалось признать недействительным решение по результатам налоговой проверки в части доначислений по НДС почти полностью. Однако налоговая инспекция несмотря на доказанную в суде неправоту продолжала битву за НДС с полученного аванса. Апелляция и кассация также были проиграны налоговиками (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.05.2018 № Ф09-1637/18 по делу № А47-10805/2016). В своей жалобе налоговый орган считал, что переквалификация сделки произошла позже, чем закончились отчетные периоды по НДС — это действительно так, соглашение о новации заключено на 1,5 года позднее, чем первоначальные договоры подряда. Также налоговые инспекторы посчитали неправильным, что налогоплательщик представил в суд документы, которых они не получали в ходе дополнительной проверки. Однако суд посчитал иначе: поскольку соглашения о новации были упомянуты в описательной части решения налогового органа по результатам проведенной выездной проверки, значит, налоговики должны были принять их во внимание и дать им соответствующую оценку, а именно — фактически общество получило не предоплату по договору подряда, а займ по новому договору, что не подлежит обложению НДС. В отношении не полученных налоговиками документов необходимо отметить, что в ходе проверки налогоплательщик действительно представил сведения о заключенных соглашениях о новации и у проверяющих имелась возможность как ознакомиться с ними, так и затребовать их копии для проверки. В части периода проверки также важно, что по смыслу ст. 93 НК РФ налоговые органы вправе истребовать документы, необходимые для проведения проверки. Однако в свете сложившейся судебной практики наложение штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ за отказ в предоставлении документов, не относящихся к проверяемому периоду, будет незаконным (Постановления ФАС Уральского округа от 28.04.2009 № Ф09-8988/08-С2 по делу № А47-6069/2008, ФАС Дальневосточного округа от 03.02.2010 № Ф03-126/2010 по делу № А73-14268/2008). Как видите, налогоплательщик сумел отстоять свою позицию, но несмотря на успешные судебные решения, ему пришлось пройти почти все судебные инстанции. Однако это дает прекрасные шансы на успех для всех последующих судебных решений по подобным претензиям.

Права на данную публикацию принадлежат ООО «Академия успешного бизнеса»

✆ +7 (495) 748 03 16 ✉ info@sba-consult.ru

Читайте также

12.05.2022
Налоговую нагрузку меньше среднеотраслевой ИФНС признает низкой и выйдет . Для самопроверки можно использовать калькулятор на сайте ФНС или Критерии отбора в план выездных проверок, для которых средние показатели на каждый год ФНС утверждает в приложении к приказу от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и публикует на сайте. Если для вида деятельности не утвердили налоговую нагрузку, берите среднюю по России.
Читать далее
18.04.2022
С 5 марта действуют новые правила проверки применения ККТ. Все они проводятся в режиме внеплановой проверки, о которой контролируемое лицо предварительно не уведомляется.

Штрафы по видам правонарушений

За неприменение ККТ штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составляет от ¼ до ½ суммы расчета (т.е. суммы невыданного чека), но не менее 10 000 руб. для должностных лиц и ИП; на организации – от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб. Для НКО и субъектов МСП такой штраф может быть заменен предупреждением, если правонарушение совершено впервые и предприняты незамедлительные меры по его устранению (например, чек коррекции направлен в ФНС, в трехдневный срок добровольно подано заявление о нарушении и т.д.). В случае повторного неприменения ККТ может наступить дисквалификация должностных лиц на 1-2 года, для ИП и организаций – приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если ККТ применяется, но аппарат не соответствует установленным требованиям, либо имеются нарушения порядка регистрации и применения, то должностные лица и ИП рискуют заплатить штраф в 1 500 – 3 000 руб., штраф на организации составляет 5 000 – 10 000 руб. Так, например, если в реквизите чека «кассир» указан директор, а выдал чек другой сотрудник – это нарушение правил ККТ (Письмо ФНС России № АБ-4-20/11905@от 24.08.2021). Однако по этому виду правонарушения предусмотрено также и предупреждение (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). А вот за отсутствие в печатных (не электронных) чеках реквизитов «№ смены», «№ чека за смену» и «Адрес сайта ФНС» данный вид ответственности вообще не применяется (Письмо ФНС России № АБ-4-20/4418@ от 02.04.2021).
За непредставление информации в личном кабинете ККТ в установленный срок (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) предусмотрена такая же ответственность: предупреждение или штраф в 1 500 – 3 000 руб. для должностных лиц и ИП и 5 000 – 10 000 руб. для организаций. При этом важно помнить, что для ответа на запрос ФНС по ККТ предусмотрен срок всего в три рабочих дня (п. 15 Приложения к Приказу ФНС России АБ-4-20/4418@ от 19.07.2021).
Невыдача чека или БСО либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю по его требованию (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ) может повлечь предупреждение или штраф в размерах: 2 000 руб. на должностных лиц и ИП; 10 000 руб. – на организацию. Составление чека коррекции до вынесения постановления полностью избавляет от административной ответственности (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).

Дефицит чековой ленты не освобождает от выдачи чека

ФНС действительно разрешила не выдавать бумажный чек при отсутствии на рынке чековой ленты (Письмо ФНС России № АБ-4-20/3784от 30.03.2022). И пока имеются проблемы с поставками ленты для ККТ, штрафовать за отсутствие бумажных чеков не будут. Но остается обязанность проводить расчеты с физ.лицами через онлайн-кассу (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003).
Поэтому налоговики рекомендуют в целях сокращения расходов на чековую ленту, направлять электронные чеки с согласия покупателя на его номер телефона или e-mail, если у продавца есть такая техническая возможность. Также можно использовать вместо бумажного чека сервис "Мои чеки онлайн", в котором покупатель также получает свои чеки, если в них указали его номер телефона или e-mail.
Также полезно подготовить доказательства отсутствия вины контролируемого лица: заключенный договор на поставку кассовой ленты, заявки, акты о невыполнении заявок, письма от поставщика и т.д. Важным может стать и факт согласия покупателя на получение электронного чека: по требованиям закона № 54-ФЗ он должен это выразить до момента расчета. Получается, что продавец должен перед каждым расчетом предлагать электронный чек и каждый раз спрашивать у него данные для отправки. Также можно получить единое согласие покупателя на формирование всех кассовых чеков в будущем только в электронном виде, но для этого нужен способ идентификации конкретного покупателя, что возможно при оформлении карты покупателя, регистрации в маркетинговых программах, оформлении предварительного заказа или бронирования товара.

Контрольная закупка

Может принимать форму осмотра (по месту установки и регистрации) и эксперимента (непосредственно покупка). Данное мероприятие требуется проводить в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов, а также допускается применение аудио- и видеозаписи. Для целей обеспечения законности и правопорядка получение согласия граждан на видеосъемку не требуется (ст. 152.1 ГК РФ).
После выдачи чека проверяющие обязаны предъявить поручение на проверку (срок предъявления – не позднее двух рабочих дней с даты издания поручения) и служебные удостоверения. В отсутствие руководителя поручение будет направлено ему почтой, а пока у кассира попросят подпись об ознакомлении.
Эксперимент может проводиться дистанционно – при покупках на онлайн-площадках например.

Документарная проверка

Инспекторы запрашивают письменные объяснения, истребуют документы, проводят экспертизы. Обмен информацией может проводиться удаленно – через кабинет ККТ.
Срок осуществления документарной проверки – не более 10 рабочих дней. Однако в него не входят дни с даты истребования документов (пояснений) до момента их направления в инспекцию, а также дни ожидания ответа на запрос пояснений (уточнений) – с момента запроса до даты представления.
Наблюдение
Проводится сбор и анализ любой информации, полученной от покупателей (например, ящики для чеков в инспекциях), из различных открытых источников, от самих контролируемых организаций и ИП. При выявлении нарушений по итогам наблюдения инспекция может выдать предписание об устранении нарушения, объявить предостережение, назначить документальную или выездную проверку.
Выездное обследование
На общедоступных местах и производственных объектах, которые открыты для посещения неограниченным кругом лиц, обследование может выражаться в проведении осмотра и опроса. Фиксация результатов этого контрольного мероприятия требует ведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом должны быть зафиксированы данные о месте проведения съемки, дата и время ее проведения.
При обнаружении признаков нарушений порядка применения ККТ, инспекторы вправе провести контрольную закупку.
Изменения в подходе и правилах проверки ККТ
По новым правилам кассы проверяются как по месту их установки, так и по месту нахождения налогоплательщика, даже если это – жилое помещение. При этом доступ инспектора осуществляется при предъявлении им постановления на проведение проверки и служебного удостоверения. Доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц допускается только по требованию федеральным законов или по решению суда (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ).
Налоговым инспекторам помимо контрольных мероприятий необходимо также проводить профилактические мероприятия. Нового здесь сравнительно немного: информирование как было ранее, так и теперь будет – в основном через сайт ФНС, в СМИ и рассылка в личном кабинете. Обобщение практики также продолжится, но теперь назначен срок ежегодного доклада – не позднее 1 марта, с публикацией на сайте в течение 3 рабочих дней. Консультирование осуществляется на личном приеме, по телефону, а также может проводиться в процессе контрольного мероприятия. При этом письменные консультации не предоставляются.
По информации о готовящихся правонарушениях (возможно, при приближении даты окончания действия регистрации кассы и фискального накопителя) владелец ККТ может получить предостережение – так называется новый документ, предписывающий принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Контролируемое лицо вправе подать в инспекцию возражение в течение 15 календарных дней со дня получения предостережения.
Наконец, самый экзотичный вид нового мероприятия – профилактический визит. Может проводиться в форме беседы (придут или вызовут), а также дистанционно: посредством видео-конференц-связи. Об этом мероприятии необходимо предварительно уведомлять контролируемое лицо не позднее чем за 5 рабочих дней. Профилактический визит проводится в рабочее время, его длительность не может превышать 8 часов. Частота проведения – раз в 3 года, можно даже сразу после регистрации кассы. Налогоплательщик вправе отказаться от него, уведомив об этом не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения.

Подробнее о новых правилах работы с ККТ вы узнаете на семинаре «ОНЛАЙН-КАССЫ (ККТ) И ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ В 2022 Г. НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ».
Регистрируйтесь по тел. 8 (495) 748-03-16 или напишите нам сообщение на info@sba-consult.ru.

Э.С. МИТЮКОВА, генеральный директор ООО «Академия успешного бизнеса»
Читать далее
31.01.2022
С июля 2022 года ожидается запуск пилотного проекта нового налогового режима для микробизнеса. Применять его пока можно будет только в четырех субъектах
Читать далее

Наши самые популярные услуги: