Почему налоговые инспекторы просят пояснения по декларации НДС! ч.3

Почему налоговые инспекторы просят пояснения по декларации НДС! ч.3 Нас часто спрашивают о способах легального уменьшения налоговых платежей, и мы всех предупреждаем об опасности работы с фирмами-однодневками, «прокладками» и прочими фиктивными структурами. Узнать о действительно законных методах вы можете здесь, а пока расскажем о том, как налоговые инспекторы находят нарушителей на камеральных проверках. При современном развитии технологий и коммуникаций выявить несоответствия данных налоговой декларации в принципе несложно, если конечно такие несоответствия вообще есть. И поэтому год от года заметно растет эффективность аналитической работы ФНС: за 1 квартал 2018 г. налоговые инспекторы за счет одних только камеральных (не выездных!) проверок доначислили 17,5 млрд.рублей. Примечательно также, что половину из этого (8,3 млрд. руб.) налогоплательщики уплатили добровольно, в рамках уточнения своих налоговых обязательств. В среднем доначислениями завершилась одна проверка на каждые 17 «чистых» деклараций. Автоматический контроль при приеме декларации позволяет легко вычислить удельный вес налоговой нагрузки по организации, определить долю налоговых вычетов, сопоставить эти показатели за несколько последовательных налоговых периодов и сравнить с такими же данными по аналогичным компаниям региона — в результате, просто отмечая «галочками» подозрительные моменты, налоговый инспектор может выделить подозрительные декларации практически при поступлении. Итак, на что обязательно обращают внимание и как развеять подозрения налоговиков: Сумма заявленных налоговых вычетов близка к сумме начислений по налогу или даже превышает ее — готовьте документы по вычету и пояснения (например, по НДС такое возможно, если был уплачен крупный аванс поставщику, в том числе за счет заемных средств). В Письме ФНС № СД-4-15/16337 от 16.09.2015 рекомендовано представить счета-фактуры поставщиков, первичные документы по приобретению товаров, работ, услуг. Если позволяет время, то целесообразно также провести с контрагентом сверку взаимных расчетов по задействованным договорам. Убыточные декларации по налогу на прибыль также наверняка привлечет внимание инспекции и потребует пояснений. Объясните причину и размер убытка, покажите также, какие меры будут предприняты в ближайшее время по его покрытию – ведь материальные потери могут быть взысканы с виновных лиц или покрыты страховым возмещением. Несовпадение данных в ваших декларациях чаще всего вызвано разницей в расчете налоговой базы по тем или другим налогам. Пояснения здесь крайне необходимы, так как позиция судов в этой части сложилась крайне невыгодная для налогоплательщиков. В Определении Верховного Суда РФ от 26.07.2018 № 307-КГ18-10196 сделан вывод о том, что налоговая инспекция в ходе камеральной проверки вправе запросить пояснения, если найдет расхождения в данных деклараций по НДС и по налогу на прибыль за один и тот же период (п. 3 ст. 88 НК РФ). И теперь судьи убеждены, что «в отсутствие соответствующих пояснений налоговый орган не может достоверно проверить указанную обществом в спорной налоговой декларации величину налоговой базы по НДС» (цитата из Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа № А56-38230/2017 от 06.04.2018 г.). Странно, конечно, что налоговики не смогли уточнить объем выручки по выпискам с расчетных счетов, но такова жизнь. Также налоговые инспекторы уверены, что налоговая база по НДФЛ и страховым взносам должна совпадать, и потому сверяют 6-НДФЛ с РСВ – похоже, следует ожидать писем и здесь. Почему налоговые инспекторы просят пояснения по декларации НДС!Нестыковки с другими данными — кроме деклараций источником сведений служат базы данных госорганов о регистрации имущества, сделок, информация от банков и правоохранительных органов, а также поданные (или не поданные) декларации ваших контрагентов. В ходе камеральной проверки по НДС налоговый орган вправе истребовать все первичные документы, счета-фактуры и иные документы, на основании которых произведены налоговые вычеты. В некоторых случаях налоговики могут даже провести допросы свидетелей и осмотр помещений налогоплательщика – исключительно в рамках камеральной проверки. Обязательные приложения к декларации (п. 7 ст. 88 НК РФ) не приводят к отказу в ее принятии, т.к. в налоговом законодательстве просто нет такого основания для отказа (ст. 80 НК РФ, п. 133 Административного регламента, утв. Приказом Минфина России № 99н от 02.07.2012). Поэтому вам очень скоро придет письмо о представлении пояснений, т.е. оснований для налоговых вычетов, льгот или иных преференций, вроде ставки 0% по НДС (перечень документов приведен в ст. 165 НК РФ). Рекомендуем взять за правило тщательную проверку приложений к таким декларациям. Любая правильно оформленная декларация будет принята. В судебной практике последнего времени есть даже прекрасный пример на этот счет – Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа № А67-8529/2017 от 20.07.2018, в котором суд признал незаконным отказ налоговой инспекции в принятии декларации, содержащей, по мнению налоговиков, заведомо недостоверную информацию. По данным инспекции, у компании не было достаточных средств и ресурсов для ведения деятельности, заявленной в декларации, и потому декларацию сочли недостоверной. Однако в действующем законодательстве есть всего три основания для отказа в приеме декларации, и все они носят исключительно формальный характер: декларация не подписана вообще, подписана без представления документов на право подписи; представлена не по установленной форме/формату. Все остальное не может быть законным основанием для отказа в приеме декларации. Как видите, даже полное отсутствие ошибок не гарантирует, что пояснений не запросят. И даже если вы многократно все проверили и убедились, что декларация заполнена абсолютно безукоризненно, на требование из налоговой инспекции все равно следует ответить. Сообщите, что все данные налогового подтверждаются первичными документами, никаких уточнений в поданные ранее декларации и расчеты не требуется.

Читайте также

12.05.2022
Налоговую нагрузку меньше среднеотраслевой ИФНС признает низкой и выйдет . Для самопроверки можно использовать калькулятор на сайте ФНС или Критерии отбора в план выездных проверок, для которых средние показатели на каждый год ФНС утверждает в приложении к приказу от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и публикует на сайте. Если для вида деятельности не утвердили налоговую нагрузку, берите среднюю по России.
Читать далее
18.04.2022
С 5 марта действуют новые правила проверки применения ККТ. Все они проводятся в режиме внеплановой проверки, о которой контролируемое лицо предварительно не уведомляется.

Штрафы по видам правонарушений

За неприменение ККТ штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составляет от ¼ до ½ суммы расчета (т.е. суммы невыданного чека), но не менее 10 000 руб. для должностных лиц и ИП; на организации – от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб. Для НКО и субъектов МСП такой штраф может быть заменен предупреждением, если правонарушение совершено впервые и предприняты незамедлительные меры по его устранению (например, чек коррекции направлен в ФНС, в трехдневный срок добровольно подано заявление о нарушении и т.д.). В случае повторного неприменения ККТ может наступить дисквалификация должностных лиц на 1-2 года, для ИП и организаций – приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если ККТ применяется, но аппарат не соответствует установленным требованиям, либо имеются нарушения порядка регистрации и применения, то должностные лица и ИП рискуют заплатить штраф в 1 500 – 3 000 руб., штраф на организации составляет 5 000 – 10 000 руб. Так, например, если в реквизите чека «кассир» указан директор, а выдал чек другой сотрудник – это нарушение правил ККТ (Письмо ФНС России № АБ-4-20/11905@от 24.08.2021). Однако по этому виду правонарушения предусмотрено также и предупреждение (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). А вот за отсутствие в печатных (не электронных) чеках реквизитов «№ смены», «№ чека за смену» и «Адрес сайта ФНС» данный вид ответственности вообще не применяется (Письмо ФНС России № АБ-4-20/4418@ от 02.04.2021).
За непредставление информации в личном кабинете ККТ в установленный срок (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) предусмотрена такая же ответственность: предупреждение или штраф в 1 500 – 3 000 руб. для должностных лиц и ИП и 5 000 – 10 000 руб. для организаций. При этом важно помнить, что для ответа на запрос ФНС по ККТ предусмотрен срок всего в три рабочих дня (п. 15 Приложения к Приказу ФНС России АБ-4-20/4418@ от 19.07.2021).
Невыдача чека или БСО либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю по его требованию (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ) может повлечь предупреждение или штраф в размерах: 2 000 руб. на должностных лиц и ИП; 10 000 руб. – на организацию. Составление чека коррекции до вынесения постановления полностью избавляет от административной ответственности (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).

Дефицит чековой ленты не освобождает от выдачи чека

ФНС действительно разрешила не выдавать бумажный чек при отсутствии на рынке чековой ленты (Письмо ФНС России № АБ-4-20/3784от 30.03.2022). И пока имеются проблемы с поставками ленты для ККТ, штрафовать за отсутствие бумажных чеков не будут. Но остается обязанность проводить расчеты с физ.лицами через онлайн-кассу (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003).
Поэтому налоговики рекомендуют в целях сокращения расходов на чековую ленту, направлять электронные чеки с согласия покупателя на его номер телефона или e-mail, если у продавца есть такая техническая возможность. Также можно использовать вместо бумажного чека сервис "Мои чеки онлайн", в котором покупатель также получает свои чеки, если в них указали его номер телефона или e-mail.
Также полезно подготовить доказательства отсутствия вины контролируемого лица: заключенный договор на поставку кассовой ленты, заявки, акты о невыполнении заявок, письма от поставщика и т.д. Важным может стать и факт согласия покупателя на получение электронного чека: по требованиям закона № 54-ФЗ он должен это выразить до момента расчета. Получается, что продавец должен перед каждым расчетом предлагать электронный чек и каждый раз спрашивать у него данные для отправки. Также можно получить единое согласие покупателя на формирование всех кассовых чеков в будущем только в электронном виде, но для этого нужен способ идентификации конкретного покупателя, что возможно при оформлении карты покупателя, регистрации в маркетинговых программах, оформлении предварительного заказа или бронирования товара.

Контрольная закупка

Может принимать форму осмотра (по месту установки и регистрации) и эксперимента (непосредственно покупка). Данное мероприятие требуется проводить в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов, а также допускается применение аудио- и видеозаписи. Для целей обеспечения законности и правопорядка получение согласия граждан на видеосъемку не требуется (ст. 152.1 ГК РФ).
После выдачи чека проверяющие обязаны предъявить поручение на проверку (срок предъявления – не позднее двух рабочих дней с даты издания поручения) и служебные удостоверения. В отсутствие руководителя поручение будет направлено ему почтой, а пока у кассира попросят подпись об ознакомлении.
Эксперимент может проводиться дистанционно – при покупках на онлайн-площадках например.

Документарная проверка

Инспекторы запрашивают письменные объяснения, истребуют документы, проводят экспертизы. Обмен информацией может проводиться удаленно – через кабинет ККТ.
Срок осуществления документарной проверки – не более 10 рабочих дней. Однако в него не входят дни с даты истребования документов (пояснений) до момента их направления в инспекцию, а также дни ожидания ответа на запрос пояснений (уточнений) – с момента запроса до даты представления.
Наблюдение
Проводится сбор и анализ любой информации, полученной от покупателей (например, ящики для чеков в инспекциях), из различных открытых источников, от самих контролируемых организаций и ИП. При выявлении нарушений по итогам наблюдения инспекция может выдать предписание об устранении нарушения, объявить предостережение, назначить документальную или выездную проверку.
Выездное обследование
На общедоступных местах и производственных объектах, которые открыты для посещения неограниченным кругом лиц, обследование может выражаться в проведении осмотра и опроса. Фиксация результатов этого контрольного мероприятия требует ведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом должны быть зафиксированы данные о месте проведения съемки, дата и время ее проведения.
При обнаружении признаков нарушений порядка применения ККТ, инспекторы вправе провести контрольную закупку.
Изменения в подходе и правилах проверки ККТ
По новым правилам кассы проверяются как по месту их установки, так и по месту нахождения налогоплательщика, даже если это – жилое помещение. При этом доступ инспектора осуществляется при предъявлении им постановления на проведение проверки и служебного удостоверения. Доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц допускается только по требованию федеральным законов или по решению суда (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ).
Налоговым инспекторам помимо контрольных мероприятий необходимо также проводить профилактические мероприятия. Нового здесь сравнительно немного: информирование как было ранее, так и теперь будет – в основном через сайт ФНС, в СМИ и рассылка в личном кабинете. Обобщение практики также продолжится, но теперь назначен срок ежегодного доклада – не позднее 1 марта, с публикацией на сайте в течение 3 рабочих дней. Консультирование осуществляется на личном приеме, по телефону, а также может проводиться в процессе контрольного мероприятия. При этом письменные консультации не предоставляются.
По информации о готовящихся правонарушениях (возможно, при приближении даты окончания действия регистрации кассы и фискального накопителя) владелец ККТ может получить предостережение – так называется новый документ, предписывающий принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Контролируемое лицо вправе подать в инспекцию возражение в течение 15 календарных дней со дня получения предостережения.
Наконец, самый экзотичный вид нового мероприятия – профилактический визит. Может проводиться в форме беседы (придут или вызовут), а также дистанционно: посредством видео-конференц-связи. Об этом мероприятии необходимо предварительно уведомлять контролируемое лицо не позднее чем за 5 рабочих дней. Профилактический визит проводится в рабочее время, его длительность не может превышать 8 часов. Частота проведения – раз в 3 года, можно даже сразу после регистрации кассы. Налогоплательщик вправе отказаться от него, уведомив об этом не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения.

Подробнее о новых правилах работы с ККТ вы узнаете на семинаре «ОНЛАЙН-КАССЫ (ККТ) И ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ В 2022 Г. НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ».
Регистрируйтесь по тел. 8 (495) 748-03-16 или напишите нам сообщение на info@sba-consult.ru.

Э.С. МИТЮКОВА, генеральный директор ООО «Академия успешного бизнеса»
Читать далее
31.01.2022
С июля 2022 года ожидается запуск пилотного проекта нового налогового режима для микробизнеса. Применять его пока можно будет только в четырех субъектах
Читать далее

Наши самые популярные услуги: