Суды по НДС, убыткам и налоговому контролю, которые выиграли организации у инспекций в 2019 г. Возьмите на заметку!

Суды по НДС, убыткам и налоговому контролю, которые выиграли организации у инспекций в 2019 г. Возьмите на заметку!

Умение выявить чужие ошибки – это высокий уровень профессионализма, при котором самому знатоку ошибаться уже почти невозможно

Такие ощущения возникают нередко при чтении решений по налоговым проверкам – надо же было так бухгалтеру промахнуться, а вот если бы инспектор налог считал – наверное, все бы учел и вывел точную сумму… Но посудите сами: найти ошибку и выполнить работу без ошибок – это же две абсолютно разных задачи! И случается, что выполняя налоговые расчеты инспекторы тоже ошибаются.

Доначисление НДС – по расчетной ставке

Предпринимателю из Московской области пришлось дойти до Верховного Суда, чтобы доказать ИФНС правильность начисления НДС не сверх полученных им доходов, а в составе выручки. Разница составила более 16 млн. рублей, за три года судебных тяжб их удалось отбить (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ № 305-ЭС19-9789 от 28.10.2019 по делу № А41-48348/2017).

Но и судьям оказалось непросто разобраться в том, как же следует считать недоимку по НДС у предпринимателя, получившего за счет формального разделения бизнеса необоснованную налоговую выгоду. Первая инстанция согласилась с доводами предпринимателя, а в апелляции и кассации судьи решили совсем наоборот.

Судебная практика же показывает, что единственно правильным методом расчета здесь является применение расчетной ставки в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ. Только так суммы налога и полученного дохода будут соответствовать реально сформированной договорной цене.

Противоположный подход, использовавшийся налоговым органом, приводит к исчислению налога с дохода, который хозяйствующим субъектом вообще не был получен, и тогда бы налогоплательщик должен был платить налог из собственных средств, а не предъявлять налог покупателям, вопреки требованиям п. 1 ст. 168 НК РФ.

Аналогичные выводы можно найти в Определениях Судебной коллегии ВС РФ № 307-ЭС19-8085 от 30.09.2019 по делу № А05-13684/2017, № 302-КГ18-22744 от 16.04.2019 по делу № А58-9294/2017, № 306-КГ18-13128 от 20.12.2018 по делу № А12-36108/2017 и др.

Налоговые регистры подтверждают размер убытка

Организация перенесла часть убытка прошлых лет в текущем налоговом периоде. Налоговый орган затребовал первичные документы, подтверждающие размер заявленного убытка, ссылаясь на п. 4 ст. 283 НК РФ.

Организация предоставила регистры налогового учета и оборотно-сальдовые ведомости. Приходится с сожалением отмечать, что срок переноса убытка может длиться 10 лет с момента его возникновения, а обычный срок хранения бухгалтерской (первичной) документации обычно составляет всего 5 лет.

В судебной практике по данному вопросу давно используется позиция из Постановления Президиума ВАС РФ № 3546/12 от 24.07.2012 г., согласно которой требования указанной статьи НК РФ нельзя признать соблюденными в случае, если суммы убытка заявлены налогоплательщиком только на основании регистров налогового учета и иных аналитических документов, без соответствующих подтверждающих первичных документов.


Однако теперь у судей складывается иное мнение на этот счет: поскольку регистры налогового учета по смыслу ст. 313 – 314 НК РФ предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы, то они являются таким доказательством, которое вполне позволяет определить размер переносимого убытка (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ № 305-ЭС19-9969 от 30.09.2019 по делу № А40-24375/2017).

При этом суд учитывал тот факт, что налоговый орган в ходе выездной проверки за соответствующий период никаких замечаний по поводу обоснованности суммы убытка не заявлял, из чего сделан вывод о признании налоговым органом корректности формирования этого убытка.

Неувязки в работе инспекции – задача инспекции!

Нередко в ответ на возражения налогоплательщиков от инспекторов можно услышать: «зависла система», «некорректно учтены ваши данные», «ничего не получается, высылайте заново и платите пени»… А ведь полномочия налоговиков становятся все больше – с сентября 2018 года заблокировать расчетный счет могут не только за несданную налоговую декларацию, но и за опоздание с расчетом по страховым взносам. Такие полномочия при технических проблемах на стороне госоргана могут привести к весьма печальным последствиям.

Вот что делать налогоплательщику, который вовремя сдал декларацию и все уплатил, но в какой-то момент она вдруг просто исчезла из базы данных ФНС?

Скажете, это невозможно? Нет, к сожалению, это факт – в 2014 году в Москве именно таким странным образом выявили отсутствие декларации по НДС за 4 квартал 2013 года и заблокировали счета в одном из банков. Организация этими счетами пользовалась в исключительных случаях и узнала о блокировке только в 2018 году.

Почему инспекция «потеряла» декларацию, а также не направила организации квитанцию о приемке и решение о блокировке счета – судьям выяснить так и не удалось. Но поскольку было извещение о представлении спорной декларации в установленный срок, налог был оплачен в полном размере и без просрочек, то «всего» через полгода в марте 2019 года ограничения были сняты.

Однако налоговые органы не перестали настаивать на своем и отказывались принимать документ той датой, которой и были должны это сделать ранее – еще две инстанции приняли решения в пользу налогоплательщика, указывая при этом, что порядок ведения информационных ресурсов и баз данных никак не должен влиять на права налогоплательщика, и налогоплательщик при исполнении обязанности по представлению налоговой декларации не может нести ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговым органом (Постановление Арбитражного суда Московского округа от № Ф05-15187/2019 09.10.2019 по делу № А40-285675/2018).

Таким образом, судьи обоснованно и компетентно подтверждают, что все недостатки и ошибки в работе налоговых органов должны исправляться силами самих налоговых органов, и перекладывать их на плечи налогоплательщиков недопустимо.

Права на данную публикацию принадлежат ООО «Академия успешного бизнеса»

✆ +7 (495) 748 03 16 ✉ info@sba-consult.ru

Читайте также

12.05.2022
Налоговую нагрузку меньше среднеотраслевой ИФНС признает низкой и выйдет . Для самопроверки можно использовать калькулятор на сайте ФНС или Критерии отбора в план выездных проверок, для которых средние показатели на каждый год ФНС утверждает в приложении к приказу от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и публикует на сайте. Если для вида деятельности не утвердили налоговую нагрузку, берите среднюю по России.
Читать далее
18.04.2022
С 5 марта действуют новые правила проверки применения ККТ. Все они проводятся в режиме внеплановой проверки, о которой контролируемое лицо предварительно не уведомляется.

Штрафы по видам правонарушений

За неприменение ККТ штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составляет от ¼ до ½ суммы расчета (т.е. суммы невыданного чека), но не менее 10 000 руб. для должностных лиц и ИП; на организации – от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб. Для НКО и субъектов МСП такой штраф может быть заменен предупреждением, если правонарушение совершено впервые и предприняты незамедлительные меры по его устранению (например, чек коррекции направлен в ФНС, в трехдневный срок добровольно подано заявление о нарушении и т.д.). В случае повторного неприменения ККТ может наступить дисквалификация должностных лиц на 1-2 года, для ИП и организаций – приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если ККТ применяется, но аппарат не соответствует установленным требованиям, либо имеются нарушения порядка регистрации и применения, то должностные лица и ИП рискуют заплатить штраф в 1 500 – 3 000 руб., штраф на организации составляет 5 000 – 10 000 руб. Так, например, если в реквизите чека «кассир» указан директор, а выдал чек другой сотрудник – это нарушение правил ККТ (Письмо ФНС России № АБ-4-20/11905@от 24.08.2021). Однако по этому виду правонарушения предусмотрено также и предупреждение (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). А вот за отсутствие в печатных (не электронных) чеках реквизитов «№ смены», «№ чека за смену» и «Адрес сайта ФНС» данный вид ответственности вообще не применяется (Письмо ФНС России № АБ-4-20/4418@ от 02.04.2021).
За непредставление информации в личном кабинете ККТ в установленный срок (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) предусмотрена такая же ответственность: предупреждение или штраф в 1 500 – 3 000 руб. для должностных лиц и ИП и 5 000 – 10 000 руб. для организаций. При этом важно помнить, что для ответа на запрос ФНС по ККТ предусмотрен срок всего в три рабочих дня (п. 15 Приложения к Приказу ФНС России АБ-4-20/4418@ от 19.07.2021).
Невыдача чека или БСО либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю по его требованию (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ) может повлечь предупреждение или штраф в размерах: 2 000 руб. на должностных лиц и ИП; 10 000 руб. – на организацию. Составление чека коррекции до вынесения постановления полностью избавляет от административной ответственности (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).

Дефицит чековой ленты не освобождает от выдачи чека

ФНС действительно разрешила не выдавать бумажный чек при отсутствии на рынке чековой ленты (Письмо ФНС России № АБ-4-20/3784от 30.03.2022). И пока имеются проблемы с поставками ленты для ККТ, штрафовать за отсутствие бумажных чеков не будут. Но остается обязанность проводить расчеты с физ.лицами через онлайн-кассу (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003).
Поэтому налоговики рекомендуют в целях сокращения расходов на чековую ленту, направлять электронные чеки с согласия покупателя на его номер телефона или e-mail, если у продавца есть такая техническая возможность. Также можно использовать вместо бумажного чека сервис "Мои чеки онлайн", в котором покупатель также получает свои чеки, если в них указали его номер телефона или e-mail.
Также полезно подготовить доказательства отсутствия вины контролируемого лица: заключенный договор на поставку кассовой ленты, заявки, акты о невыполнении заявок, письма от поставщика и т.д. Важным может стать и факт согласия покупателя на получение электронного чека: по требованиям закона № 54-ФЗ он должен это выразить до момента расчета. Получается, что продавец должен перед каждым расчетом предлагать электронный чек и каждый раз спрашивать у него данные для отправки. Также можно получить единое согласие покупателя на формирование всех кассовых чеков в будущем только в электронном виде, но для этого нужен способ идентификации конкретного покупателя, что возможно при оформлении карты покупателя, регистрации в маркетинговых программах, оформлении предварительного заказа или бронирования товара.

Контрольная закупка

Может принимать форму осмотра (по месту установки и регистрации) и эксперимента (непосредственно покупка). Данное мероприятие требуется проводить в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов, а также допускается применение аудио- и видеозаписи. Для целей обеспечения законности и правопорядка получение согласия граждан на видеосъемку не требуется (ст. 152.1 ГК РФ).
После выдачи чека проверяющие обязаны предъявить поручение на проверку (срок предъявления – не позднее двух рабочих дней с даты издания поручения) и служебные удостоверения. В отсутствие руководителя поручение будет направлено ему почтой, а пока у кассира попросят подпись об ознакомлении.
Эксперимент может проводиться дистанционно – при покупках на онлайн-площадках например.

Документарная проверка

Инспекторы запрашивают письменные объяснения, истребуют документы, проводят экспертизы. Обмен информацией может проводиться удаленно – через кабинет ККТ.
Срок осуществления документарной проверки – не более 10 рабочих дней. Однако в него не входят дни с даты истребования документов (пояснений) до момента их направления в инспекцию, а также дни ожидания ответа на запрос пояснений (уточнений) – с момента запроса до даты представления.
Наблюдение
Проводится сбор и анализ любой информации, полученной от покупателей (например, ящики для чеков в инспекциях), из различных открытых источников, от самих контролируемых организаций и ИП. При выявлении нарушений по итогам наблюдения инспекция может выдать предписание об устранении нарушения, объявить предостережение, назначить документальную или выездную проверку.
Выездное обследование
На общедоступных местах и производственных объектах, которые открыты для посещения неограниченным кругом лиц, обследование может выражаться в проведении осмотра и опроса. Фиксация результатов этого контрольного мероприятия требует ведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом должны быть зафиксированы данные о месте проведения съемки, дата и время ее проведения.
При обнаружении признаков нарушений порядка применения ККТ, инспекторы вправе провести контрольную закупку.
Изменения в подходе и правилах проверки ККТ
По новым правилам кассы проверяются как по месту их установки, так и по месту нахождения налогоплательщика, даже если это – жилое помещение. При этом доступ инспектора осуществляется при предъявлении им постановления на проведение проверки и служебного удостоверения. Доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц допускается только по требованию федеральным законов или по решению суда (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ).
Налоговым инспекторам помимо контрольных мероприятий необходимо также проводить профилактические мероприятия. Нового здесь сравнительно немного: информирование как было ранее, так и теперь будет – в основном через сайт ФНС, в СМИ и рассылка в личном кабинете. Обобщение практики также продолжится, но теперь назначен срок ежегодного доклада – не позднее 1 марта, с публикацией на сайте в течение 3 рабочих дней. Консультирование осуществляется на личном приеме, по телефону, а также может проводиться в процессе контрольного мероприятия. При этом письменные консультации не предоставляются.
По информации о готовящихся правонарушениях (возможно, при приближении даты окончания действия регистрации кассы и фискального накопителя) владелец ККТ может получить предостережение – так называется новый документ, предписывающий принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Контролируемое лицо вправе подать в инспекцию возражение в течение 15 календарных дней со дня получения предостережения.
Наконец, самый экзотичный вид нового мероприятия – профилактический визит. Может проводиться в форме беседы (придут или вызовут), а также дистанционно: посредством видео-конференц-связи. Об этом мероприятии необходимо предварительно уведомлять контролируемое лицо не позднее чем за 5 рабочих дней. Профилактический визит проводится в рабочее время, его длительность не может превышать 8 часов. Частота проведения – раз в 3 года, можно даже сразу после регистрации кассы. Налогоплательщик вправе отказаться от него, уведомив об этом не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения.

Подробнее о новых правилах работы с ККТ вы узнаете на семинаре «ОНЛАЙН-КАССЫ (ККТ) И ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ В 2022 Г. НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ».
Регистрируйтесь по тел. 8 (495) 748-03-16 или напишите нам сообщение на info@sba-consult.ru.

Э.С. МИТЮКОВА, генеральный директор ООО «Академия успешного бизнеса»
Читать далее
31.01.2022
С июля 2022 года ожидается запуск пилотного проекта нового налогового режима для микробизнеса. Применять его пока можно будет только в четырех субъектах
Читать далее

Наши самые популярные услуги: