Зачем планировать налоги

Зачем планировать налоги

Платить деньги всегда менее приятно, чем их получать. Налоги здесь – не исключение. Полезность использования законных способов снижения налоговой нагрузки очевидна, но как показывает практика (в частности, судебная) – не все способы экономии оказываются эффективными. Сиюминутная выгода порой оборачивается миллионами штрафов через несколько лет. Да и вполне законные льготы частенько приходится не просто подтвердить многочисленными документами, но и отбить в судах.

Устаревшие схемы дорого обходятся

Использование «однодневок» или лиц со статусом ИП давно невыгодно, к тому же налоговые инспекторы достаточно легко находят и допрашивают «подставных» руководителей и предпринимателей. Стоимость подобных схем достигает сотен миллионов рублей, при этом никакие доводы налогоплательщика не смогут пошатнуть позицию судей. Так, например, недавно очередной (и последний) отказ получила довольно крупная компания по делу № А40-135796/2017о доначислении только налогов на 138 млн. рублей по событиям 2011-2013 г.г. (Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2019 № 305-ЭС19-10812).

В другом случае, предприниматель безуспешно пытался объяснить факт знакомства с руководителем компании-поставщика прямо на месте погрузки товара, а заодно и его оплату наличными в сумме около 1 млн. рублей по одному-единственному приходному ордеру. Несмотря на отсутствие каких-либо налоговых претензий к самой компании-поставщику, этому предпринимателю отказали в вычете по НДС со странной закупки, обосновав это недобросовестностью самого покупателя-налогоплательщика. Судьи всех инстанций поддержали позицию налоговой инспекции (Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2019 № 309-ЭС19-10446 по делу № А34-10064/2017).

Но что же делать, если налоги «съедают» значительную часть прибыли?! Если схема всем известна и «все давно так делают», то это еще не аргумент в пользу надежности и необходимости. И начинать налоговое планирование рекомендуется с того, чтобы не терять деньги там, где этого можно избежать.

Недоимка по налогу – плохо, переплата – не лучше

Налоговые органы крайне неохотно возвращают деньги из бюджета, а если пропущен трехгодичный срок – то придется еще и в суд побегать. И конечно, лучше бы таких задержек не допускать и не терять такие ценные ресурсы как деньги и рабочее время.

Так, из-за неоднозначного понимания вопроса о признании налоговым агентом по НДС компания решилась скорректировать свои налоговые обязательства за 1 квартал 2013 г. и доплатила в 2014 году налог на общую сумму 124 млн. рублей. С течением времени позиция госорганов по спорному вопросу изменилась и в 2015 году налогоплательщик решил эту переплату все-таки вернуть. Налоговый орган сначала не согласился с расчетами и доводами, доначислил по скорректированной повторно декларации штраф. Решение за год успешно оспорили, но на заявление о возврате переплаты в 2018 году налоговики ответили, что срок на такое обращение согласно ст. 78 НК РФ истек через 3 года после уплаты налога (то есть в 2017 году).

Две судебных инстанции поддержали это мнение (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.08.2019 № Ф05-11923/2019 по делу № А40-221334/2018), и только в кассации дело вернули на рассмотрение в первую инстанцию, указав, что следует также принимать во внимание и тот момент, когда налогоплательщик узнал или мог узнать о наличии у него переплаты по налогу. Окончательного решения по делу все еще нет, и понятно, что решение в пользу налогоплательщика наверняка будет оспариваться инспекцией, а это еще несколько месяцев. И возврат переплаты может состояться уже не в 2015 году, а в лучшем случае в 2020-ом.

Техническая ошибка как источник проблем

Одно из направлений налогового планирования – предупреждение убытков, которые может понести компания в связи с ошибками в расчетах обязательных платежей. Абсолютно исключить ошибки невозможно, но если все расчеты производятся без спешки, то недочеты можно успеть вовремя выявить, исправить и больше не допускать. Тогда не будет у компании ни пени, ни штрафов. Правда, иногда времени не хватает.

Компания допустила ошибку в указании месяца при подаче персональных сведений в ПФР – вместо прошедшего месяца был проставлен текущий. С учетом сроков подачи в 15 дней подобный документ вообще не должен был пройти форматный контроль, но полный абсурд ситуации не был выявлен компьютерными программами учета и отчеты были приняты Пенсионным фондом.

Ошибка была обнаружена и исправлена компанией самостоятельно, но сведения с исправленным названием месяца опоздали на неделю. И компании был начислен штраф почти в 300 тыс. рублей. В ходе судебных тяжб удалось снизить штраф вдвое, но полной отмены добились только через 2 года и только в самой последней инстанции! (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960 по делу № А40-22593/2018).

Пени по истечении срока можно не платить

С истечением срока на взыскание налоговой задолженности инспекцией такая задолженность становится безнадежной ко взысканию – никаких действий к ее уплате налоговый орган предпринять уже не вправе (п. 3 ст. 46 НК РФ, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.2019 № Ф04-2294/2019 по делу № А45-35445/2018).

В 2018 году налоговый орган выдал организации справку о состоянии расчетов, в которой отражены пени по налогу на имущество, который был уплачен с опозданием еще в 2012 году. Поскольку возможность взыскания этой суммы пени утрачена, организация потребовала списать эту задолженность (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ). Однако самого по себе непринятия налоговым органом каких-либо мер по взысканию недостаточно для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. Для этого необходимо судебное решение.

Поэтому после отказа налогового органа и безуспешной апелляции в вышестоящем налоговом органе организация вынуждена была обратиться в суд и только в начале 2019 года смогла добиться результата.

Узнать больше о том, как надежно и эффективно провести налоговое планирование вы можете на ближайшем семинаре «Реальная экономия и защита бизнеса: более 60 законных схем. Все изменения в налоговом планировании и контроле»: https://www.sba-consult.ru/zashita_biznesa

Читайте также

12.05.2022
Налоговую нагрузку меньше среднеотраслевой ИФНС признает низкой и выйдет . Для самопроверки можно использовать калькулятор на сайте ФНС или Критерии отбора в план выездных проверок, для которых средние показатели на каждый год ФНС утверждает в приложении к приказу от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и публикует на сайте. Если для вида деятельности не утвердили налоговую нагрузку, берите среднюю по России.
Читать далее
18.04.2022
С 5 марта действуют новые правила проверки применения ККТ. Все они проводятся в режиме внеплановой проверки, о которой контролируемое лицо предварительно не уведомляется.

Штрафы по видам правонарушений

За неприменение ККТ штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составляет от ¼ до ½ суммы расчета (т.е. суммы невыданного чека), но не менее 10 000 руб. для должностных лиц и ИП; на организации – от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб. Для НКО и субъектов МСП такой штраф может быть заменен предупреждением, если правонарушение совершено впервые и предприняты незамедлительные меры по его устранению (например, чек коррекции направлен в ФНС, в трехдневный срок добровольно подано заявление о нарушении и т.д.). В случае повторного неприменения ККТ может наступить дисквалификация должностных лиц на 1-2 года, для ИП и организаций – приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если ККТ применяется, но аппарат не соответствует установленным требованиям, либо имеются нарушения порядка регистрации и применения, то должностные лица и ИП рискуют заплатить штраф в 1 500 – 3 000 руб., штраф на организации составляет 5 000 – 10 000 руб. Так, например, если в реквизите чека «кассир» указан директор, а выдал чек другой сотрудник – это нарушение правил ККТ (Письмо ФНС России № АБ-4-20/11905@от 24.08.2021). Однако по этому виду правонарушения предусмотрено также и предупреждение (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). А вот за отсутствие в печатных (не электронных) чеках реквизитов «№ смены», «№ чека за смену» и «Адрес сайта ФНС» данный вид ответственности вообще не применяется (Письмо ФНС России № АБ-4-20/4418@ от 02.04.2021).
За непредставление информации в личном кабинете ККТ в установленный срок (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) предусмотрена такая же ответственность: предупреждение или штраф в 1 500 – 3 000 руб. для должностных лиц и ИП и 5 000 – 10 000 руб. для организаций. При этом важно помнить, что для ответа на запрос ФНС по ККТ предусмотрен срок всего в три рабочих дня (п. 15 Приложения к Приказу ФНС России АБ-4-20/4418@ от 19.07.2021).
Невыдача чека или БСО либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю по его требованию (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ) может повлечь предупреждение или штраф в размерах: 2 000 руб. на должностных лиц и ИП; 10 000 руб. – на организацию. Составление чека коррекции до вынесения постановления полностью избавляет от административной ответственности (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).

Дефицит чековой ленты не освобождает от выдачи чека

ФНС действительно разрешила не выдавать бумажный чек при отсутствии на рынке чековой ленты (Письмо ФНС России № АБ-4-20/3784от 30.03.2022). И пока имеются проблемы с поставками ленты для ККТ, штрафовать за отсутствие бумажных чеков не будут. Но остается обязанность проводить расчеты с физ.лицами через онлайн-кассу (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003).
Поэтому налоговики рекомендуют в целях сокращения расходов на чековую ленту, направлять электронные чеки с согласия покупателя на его номер телефона или e-mail, если у продавца есть такая техническая возможность. Также можно использовать вместо бумажного чека сервис "Мои чеки онлайн", в котором покупатель также получает свои чеки, если в них указали его номер телефона или e-mail.
Также полезно подготовить доказательства отсутствия вины контролируемого лица: заключенный договор на поставку кассовой ленты, заявки, акты о невыполнении заявок, письма от поставщика и т.д. Важным может стать и факт согласия покупателя на получение электронного чека: по требованиям закона № 54-ФЗ он должен это выразить до момента расчета. Получается, что продавец должен перед каждым расчетом предлагать электронный чек и каждый раз спрашивать у него данные для отправки. Также можно получить единое согласие покупателя на формирование всех кассовых чеков в будущем только в электронном виде, но для этого нужен способ идентификации конкретного покупателя, что возможно при оформлении карты покупателя, регистрации в маркетинговых программах, оформлении предварительного заказа или бронирования товара.

Контрольная закупка

Может принимать форму осмотра (по месту установки и регистрации) и эксперимента (непосредственно покупка). Данное мероприятие требуется проводить в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов, а также допускается применение аудио- и видеозаписи. Для целей обеспечения законности и правопорядка получение согласия граждан на видеосъемку не требуется (ст. 152.1 ГК РФ).
После выдачи чека проверяющие обязаны предъявить поручение на проверку (срок предъявления – не позднее двух рабочих дней с даты издания поручения) и служебные удостоверения. В отсутствие руководителя поручение будет направлено ему почтой, а пока у кассира попросят подпись об ознакомлении.
Эксперимент может проводиться дистанционно – при покупках на онлайн-площадках например.

Документарная проверка

Инспекторы запрашивают письменные объяснения, истребуют документы, проводят экспертизы. Обмен информацией может проводиться удаленно – через кабинет ККТ.
Срок осуществления документарной проверки – не более 10 рабочих дней. Однако в него не входят дни с даты истребования документов (пояснений) до момента их направления в инспекцию, а также дни ожидания ответа на запрос пояснений (уточнений) – с момента запроса до даты представления.
Наблюдение
Проводится сбор и анализ любой информации, полученной от покупателей (например, ящики для чеков в инспекциях), из различных открытых источников, от самих контролируемых организаций и ИП. При выявлении нарушений по итогам наблюдения инспекция может выдать предписание об устранении нарушения, объявить предостережение, назначить документальную или выездную проверку.
Выездное обследование
На общедоступных местах и производственных объектах, которые открыты для посещения неограниченным кругом лиц, обследование может выражаться в проведении осмотра и опроса. Фиксация результатов этого контрольного мероприятия требует ведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом должны быть зафиксированы данные о месте проведения съемки, дата и время ее проведения.
При обнаружении признаков нарушений порядка применения ККТ, инспекторы вправе провести контрольную закупку.
Изменения в подходе и правилах проверки ККТ
По новым правилам кассы проверяются как по месту их установки, так и по месту нахождения налогоплательщика, даже если это – жилое помещение. При этом доступ инспектора осуществляется при предъявлении им постановления на проведение проверки и служебного удостоверения. Доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц допускается только по требованию федеральным законов или по решению суда (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ).
Налоговым инспекторам помимо контрольных мероприятий необходимо также проводить профилактические мероприятия. Нового здесь сравнительно немного: информирование как было ранее, так и теперь будет – в основном через сайт ФНС, в СМИ и рассылка в личном кабинете. Обобщение практики также продолжится, но теперь назначен срок ежегодного доклада – не позднее 1 марта, с публикацией на сайте в течение 3 рабочих дней. Консультирование осуществляется на личном приеме, по телефону, а также может проводиться в процессе контрольного мероприятия. При этом письменные консультации не предоставляются.
По информации о готовящихся правонарушениях (возможно, при приближении даты окончания действия регистрации кассы и фискального накопителя) владелец ККТ может получить предостережение – так называется новый документ, предписывающий принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Контролируемое лицо вправе подать в инспекцию возражение в течение 15 календарных дней со дня получения предостережения.
Наконец, самый экзотичный вид нового мероприятия – профилактический визит. Может проводиться в форме беседы (придут или вызовут), а также дистанционно: посредством видео-конференц-связи. Об этом мероприятии необходимо предварительно уведомлять контролируемое лицо не позднее чем за 5 рабочих дней. Профилактический визит проводится в рабочее время, его длительность не может превышать 8 часов. Частота проведения – раз в 3 года, можно даже сразу после регистрации кассы. Налогоплательщик вправе отказаться от него, уведомив об этом не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения.

Подробнее о новых правилах работы с ККТ вы узнаете на семинаре «ОНЛАЙН-КАССЫ (ККТ) И ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ В 2022 Г. НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ».
Регистрируйтесь по тел. 8 (495) 748-03-16 или напишите нам сообщение на info@sba-consult.ru.

Э.С. МИТЮКОВА, генеральный директор ООО «Академия успешного бизнеса»
Читать далее
31.01.2022
С июля 2022 года ожидается запуск пилотного проекта нового налогового режима для микробизнеса. Применять его пока можно будет только в четырех субъектах
Читать далее

Наши самые популярные услуги: