Переходим на ФСБУ 6/2020 "Основные средства"

Переходим на ФСБУ 6/2020 "Основные средства"

С 1 января 2022 года обязательно к применению очередное ФСБУ, теперь в центре внимания основные средства. Ятобы разобраться в нюансах и освоить новые понятия и принципы учета мы подготовили эту статью. Не применять новые правила разрешено только бюджетникам и компаниям, имеющим право вести упрощенный бухучет (п.п. 2, 3 ФСБУ 6/2020).

Готовимся к изменениям 2022

Все важные изменения в работе главного бухгалтера за два дня на семинаре Эльвиры Митюковой "Бухгалтерская и налоговая отчетность в 2022 году. Все изменения в Налоговом кодексе. Новые ФСБУ и учетная политика на 2022 г.".

Прежде всего потребуется установить лимит стоимости основных средств. Теперь каждая организация вправе устанавливать этот размер самостоятельно, никаких ограничений ФСБУ не вводит.

В ходе годовой инвентаризации ОС и прочих активов целесообразно выделить объекты, которые необходимо отнести к ОС по новым правилам. Объекты, стоимость которых окажется ниже нового лимита, нужно будет списать на нераспределенную прибыль на дату перехода к ФСБУ 6/2020.

Как перейти в 2022 году и применять в сложных ситуациях ФСБУ 6/2020 «Основные средства», 26/2020 «Капитальные вложения», 25/2018 «Аренда», узнайте на семинаре Эльвиры Митюковой.

Владельцам недвижимости следует выделить в отдельную группу все объекты инвестиционной недвижимости: это недвижимость, предназначенная для сдачи в аренду и (или) для получения дохода от прироста ее стоимости. Учет таких объектов с 2022 года будет отличаться от общего порядка: например, начисление амортизации по ним не производится.

Наконец, для каждого объекта ОС или для каждой группы ОС потребуется определить ликвидационную стоимость. Затем по каждому объекту нужно будет пересчитать накопленную амортизацию с учетом ликвидационной стоимости и списать разницу на сч. 84 (п. 49 ФСБУ 6/2020).

Ликвидационная стоимость

Ликвидационная стоимость — это величина, которая может получиться в результате выбытия ОС по окончании срока полезного использования после вычета предполагаемых затрат на выбытие. Минфин рекомендует при расчете ликвидационной стоимости использовать п.п. 51 – 63 МСФО 16 «Основные средства» и положения МСФО 36 «Обесценение активов». В частности разъяснено, что под ликвидационной стоимостью актива понимается расчетная сумма, которую организация получила бы на текущий момент от выбытия актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы состояние данного актива и срок его службы были такими, какие ожидаются по окончании срока его полезного использования (Письмо № 03-05-05-01/64841 от 12.08.2021).

Как правило, по истечении срока службы стоимость ОС (например, оборудования) снижается в разы от цены приобретения, но ведь нужно также учитывать и стоимость получившихся при демонтаже запчастей или вторсырья. Из этой суммы придется вычесть ожидаемую стоимость работ по ликвидации (демонтажу, разборке, утилизации отходов и т.п.). Оставшееся и будет искомой величиной, возможно даже отрицательной. Для этого введено следующее правило:

Ликвидационная стоимость считается равной нулю, если:

·         не ожидается никаких поступлений от выбытия объекта;

·         поступления ожидаются, но их размер несущественен;

·         определить сумму поступлений при выбытии ОС невозможно.

Определять сумму амортизации ОС за отчетный период по ФСБУ 6/2020 надо так, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость объекта приравнялась к его ликвидационной стоимости (п. 32 ФСБУ 6/2020). Поэтому начисление амортизации приостанавливается, если ликвидационная стоимость ОС окажется равна или превысит его балансовую стоимость, а срок полезного использования (и соответственно начисления амортизации) еще не истек. Если впоследствии ликвидационная стоимость станет меньше балансовой стоимости, то начисление амортизации возобновится.

Формирование стоимости с учетом будущих затрат по ликвидации

Срок исполнения любого ликвидационного обязательства всегда будет не менее срока эксплуатации ОС, и это больше 12 месяцев. Поэтому в первоначальную стоимость ОС следует включить дисконтированную стоимость этого оценочного обязательства (п. п. 8, 20 ПБУ 8/2010, пп. "ж" п. 10 ФСБУ 26/2020). Ставкой дисконтирования будет средняя фактическая процентная ставка по аналогичным заемным обязательствам, сопоставимая по срокам и суммам.

Величину обязательства необходимо подтвердить документально: фактическими затратами по аналогичным демонтированным объектам, плановыми расчетами, оценкой стороннего эксперта.

Ликвидационная стоимость наравне с другими элементами амортизации подлежит обязательной ежегодной проверке по состоянию на конец отчетного года и во всех случаях изменения условий использования объекта ОС. Очевидно, что год от года она может и, скорее всего, будет изменяться. Корректировки отражаются в бухучете как изменение оценочных значений, при этом ранее начисленная амортизация не пересчитывается (п. 37 ФСБУ 6/2020, п.п. 2 - 4 ПБУ 21/2008).

Изменение величины оценочного ликвидационного обязательства, включенного в первоначальную стоимость ОС в бухгалтерском учете будет отражено по-разному в зависимости от выбранного способа учета переоценки ОС в организации (обязательно закрепить в учетной политике):

·         по первоначальной стоимости: Изменение оценочного обязательства по ликвидации отразится в изменении первоначальной стоимости объекта, учтенной на сч. 01.

·         по переоцененной стоимости: Изменение ликвидационной стоимости на сальдо сч. 01 не повлияет, делается запись на сумму изменения резерва предстоящих расходов по сч. 96 в корреспонденции со сч. 83 или сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Способы перехода

Ретроспективный – как если бы ФСБУ применялся с самого начала для каждого объекта ОС (п. 48 ФСБУ 6/2020). Пересчитываются все показатели за предшествующие периоды по сч. 01 и 02 в корреспонденции со сч. 84.

Альтернативный – с помощью корректировки балансовой стоимости объектов на дату перехода к ФСБУ 6/2020. Для этого надо из первоначальной стоимости отнять накопленную амортизацию. При этом первоначальная стоимость (с учетом переоценок) рассчитывается по правилам ПБУ 6/01, а накопленная амортизация — по нормам нового стандарта, исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования (п. 49 ФСБУ 6/2020).

Перспективный (только для организаций, имеющих право на упрощенные способы ведения бухучета) – применяется только к фактам хозяйственной жизни, случившимся после даты перехода к ФСБУ. Никакие ранее сформировавшиеся показатели (кроме накопленной амортизации) не пересчитываются.

На семинаре Эльвиры Митюковой Вы сможете проверить: все ли учли в своей работе. На семинаре – простое изложение новых стандартов и практические примеры. Дополнительно лектор выделит вопросы, которые обязательно нужно включить в изменения учетной политики на 2022 год!

Права на данную публикацию принадлежат ООО «Академия успешного бизнеса»

✆ +7 (495) 748 03 16 ✉ info@sba-consult.ru

Посетите семинар по этой теме
06 - 07
Июня 2022 Москва и онлайн
Бухгалтерская и налоговая отчетность за полугодие 2022 г. Все изменения в Налоговом кодексе и новые ФСБУ
04 - 05
Июля 2022 Санкт-петербург и онлайн
Бухгалтерская и налоговая отчетность за полугодие 2022 г. Все изменения в Налоговом кодексе и новые ФСБУ

Читайте также

12.05.2022
Налоговую нагрузку меньше среднеотраслевой ИФНС признает низкой и выйдет . Для самопроверки можно использовать калькулятор на сайте ФНС или Критерии отбора в план выездных проверок, для которых средние показатели на каждый год ФНС утверждает в приложении к приказу от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и публикует на сайте. Если для вида деятельности не утвердили налоговую нагрузку, берите среднюю по России.
Читать далее
18.04.2022
С 5 марта действуют новые правила проверки применения ККТ. Все они проводятся в режиме внеплановой проверки, о которой контролируемое лицо предварительно не уведомляется.

Штрафы по видам правонарушений

За неприменение ККТ штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составляет от ¼ до ½ суммы расчета (т.е. суммы невыданного чека), но не менее 10 000 руб. для должностных лиц и ИП; на организации – от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб. Для НКО и субъектов МСП такой штраф может быть заменен предупреждением, если правонарушение совершено впервые и предприняты незамедлительные меры по его устранению (например, чек коррекции направлен в ФНС, в трехдневный срок добровольно подано заявление о нарушении и т.д.). В случае повторного неприменения ККТ может наступить дисквалификация должностных лиц на 1-2 года, для ИП и организаций – приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если ККТ применяется, но аппарат не соответствует установленным требованиям, либо имеются нарушения порядка регистрации и применения, то должностные лица и ИП рискуют заплатить штраф в 1 500 – 3 000 руб., штраф на организации составляет 5 000 – 10 000 руб. Так, например, если в реквизите чека «кассир» указан директор, а выдал чек другой сотрудник – это нарушение правил ККТ (Письмо ФНС России № АБ-4-20/11905@от 24.08.2021). Однако по этому виду правонарушения предусмотрено также и предупреждение (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). А вот за отсутствие в печатных (не электронных) чеках реквизитов «№ смены», «№ чека за смену» и «Адрес сайта ФНС» данный вид ответственности вообще не применяется (Письмо ФНС России № АБ-4-20/4418@ от 02.04.2021).
За непредставление информации в личном кабинете ККТ в установленный срок (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) предусмотрена такая же ответственность: предупреждение или штраф в 1 500 – 3 000 руб. для должностных лиц и ИП и 5 000 – 10 000 руб. для организаций. При этом важно помнить, что для ответа на запрос ФНС по ККТ предусмотрен срок всего в три рабочих дня (п. 15 Приложения к Приказу ФНС России АБ-4-20/4418@ от 19.07.2021).
Невыдача чека или БСО либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю по его требованию (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ) может повлечь предупреждение или штраф в размерах: 2 000 руб. на должностных лиц и ИП; 10 000 руб. – на организацию. Составление чека коррекции до вынесения постановления полностью избавляет от административной ответственности (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).

Дефицит чековой ленты не освобождает от выдачи чека

ФНС действительно разрешила не выдавать бумажный чек при отсутствии на рынке чековой ленты (Письмо ФНС России № АБ-4-20/3784от 30.03.2022). И пока имеются проблемы с поставками ленты для ККТ, штрафовать за отсутствие бумажных чеков не будут. Но остается обязанность проводить расчеты с физ.лицами через онлайн-кассу (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003).
Поэтому налоговики рекомендуют в целях сокращения расходов на чековую ленту, направлять электронные чеки с согласия покупателя на его номер телефона или e-mail, если у продавца есть такая техническая возможность. Также можно использовать вместо бумажного чека сервис "Мои чеки онлайн", в котором покупатель также получает свои чеки, если в них указали его номер телефона или e-mail.
Также полезно подготовить доказательства отсутствия вины контролируемого лица: заключенный договор на поставку кассовой ленты, заявки, акты о невыполнении заявок, письма от поставщика и т.д. Важным может стать и факт согласия покупателя на получение электронного чека: по требованиям закона № 54-ФЗ он должен это выразить до момента расчета. Получается, что продавец должен перед каждым расчетом предлагать электронный чек и каждый раз спрашивать у него данные для отправки. Также можно получить единое согласие покупателя на формирование всех кассовых чеков в будущем только в электронном виде, но для этого нужен способ идентификации конкретного покупателя, что возможно при оформлении карты покупателя, регистрации в маркетинговых программах, оформлении предварительного заказа или бронирования товара.

Контрольная закупка

Может принимать форму осмотра (по месту установки и регистрации) и эксперимента (непосредственно покупка). Данное мероприятие требуется проводить в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов, а также допускается применение аудио- и видеозаписи. Для целей обеспечения законности и правопорядка получение согласия граждан на видеосъемку не требуется (ст. 152.1 ГК РФ).
После выдачи чека проверяющие обязаны предъявить поручение на проверку (срок предъявления – не позднее двух рабочих дней с даты издания поручения) и служебные удостоверения. В отсутствие руководителя поручение будет направлено ему почтой, а пока у кассира попросят подпись об ознакомлении.
Эксперимент может проводиться дистанционно – при покупках на онлайн-площадках например.

Документарная проверка

Инспекторы запрашивают письменные объяснения, истребуют документы, проводят экспертизы. Обмен информацией может проводиться удаленно – через кабинет ККТ.
Срок осуществления документарной проверки – не более 10 рабочих дней. Однако в него не входят дни с даты истребования документов (пояснений) до момента их направления в инспекцию, а также дни ожидания ответа на запрос пояснений (уточнений) – с момента запроса до даты представления.
Наблюдение
Проводится сбор и анализ любой информации, полученной от покупателей (например, ящики для чеков в инспекциях), из различных открытых источников, от самих контролируемых организаций и ИП. При выявлении нарушений по итогам наблюдения инспекция может выдать предписание об устранении нарушения, объявить предостережение, назначить документальную или выездную проверку.
Выездное обследование
На общедоступных местах и производственных объектах, которые открыты для посещения неограниченным кругом лиц, обследование может выражаться в проведении осмотра и опроса. Фиксация результатов этого контрольного мероприятия требует ведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом должны быть зафиксированы данные о месте проведения съемки, дата и время ее проведения.
При обнаружении признаков нарушений порядка применения ККТ, инспекторы вправе провести контрольную закупку.
Изменения в подходе и правилах проверки ККТ
По новым правилам кассы проверяются как по месту их установки, так и по месту нахождения налогоплательщика, даже если это – жилое помещение. При этом доступ инспектора осуществляется при предъявлении им постановления на проведение проверки и служебного удостоверения. Доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц допускается только по требованию федеральным законов или по решению суда (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ).
Налоговым инспекторам помимо контрольных мероприятий необходимо также проводить профилактические мероприятия. Нового здесь сравнительно немного: информирование как было ранее, так и теперь будет – в основном через сайт ФНС, в СМИ и рассылка в личном кабинете. Обобщение практики также продолжится, но теперь назначен срок ежегодного доклада – не позднее 1 марта, с публикацией на сайте в течение 3 рабочих дней. Консультирование осуществляется на личном приеме, по телефону, а также может проводиться в процессе контрольного мероприятия. При этом письменные консультации не предоставляются.
По информации о готовящихся правонарушениях (возможно, при приближении даты окончания действия регистрации кассы и фискального накопителя) владелец ККТ может получить предостережение – так называется новый документ, предписывающий принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Контролируемое лицо вправе подать в инспекцию возражение в течение 15 календарных дней со дня получения предостережения.
Наконец, самый экзотичный вид нового мероприятия – профилактический визит. Может проводиться в форме беседы (придут или вызовут), а также дистанционно: посредством видео-конференц-связи. Об этом мероприятии необходимо предварительно уведомлять контролируемое лицо не позднее чем за 5 рабочих дней. Профилактический визит проводится в рабочее время, его длительность не может превышать 8 часов. Частота проведения – раз в 3 года, можно даже сразу после регистрации кассы. Налогоплательщик вправе отказаться от него, уведомив об этом не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения.

Подробнее о новых правилах работы с ККТ вы узнаете на семинаре «ОНЛАЙН-КАССЫ (ККТ) И ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ В 2022 Г. НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ».
Регистрируйтесь по тел. 8 (495) 748-03-16 или напишите нам сообщение на info@sba-consult.ru.

Э.С. МИТЮКОВА, генеральный директор ООО «Академия успешного бизнеса»
Читать далее
31.01.2022
С июля 2022 года ожидается запуск пилотного проекта нового налогового режима для микробизнеса. Применять его пока можно будет только в четырех субъектах
Читать далее

Наши самые популярные услуги: